Ранний детский аутизм — это синдром, проявляющийся до 2,5 лет в виде трудностей при установлении эмоционального контакта с окружающими, стереотипичности в поведении и проблем в развитии коммуникативных навыков.
Виды
Это заболевание относится к общим психологическим расстройствам, которые влияют на последующее развитие ребенка. Так же в эту группу патологий включают синдромы Аспергера, Рента и другие.
Причины
К возможным причинам происхождения РДА относят родовые травмы и нарушения в течение беременности, недоразвитость нейронов и дисфункция мозга, а так же шизофрению. Однако, однозначного мнения по этому вопросу у ученых нет.
Еще одной из потенциальных причин развития аутизма может быть слабый эмоциональный контакт с матерью. Это может быть следствием послеродовой депрессии. При этом ребенок как бы защищается от внешней эмоциональной травмы и уходит в свои переживания. Такая защитная реакция может стать причиной будущих проблем в психологическим и умственном развитии.
Симптомы
Признаки РДА (аутизма Каннера) становятся заметны еще в раннем возрасте ребенка и проявляются следующими особенностями:
- трудности в кормлении – вялость или, напротив, повышенная активность, избирательность в еде и способах кормления;
- странности в реакциях на внешние факторы – чрезмерная пугливость при малейших шорохах или отсутствие реакции, активное проявление недовольства при минимальном дискомфорте или, напротив, невыявление реакции на мокрые пеленки и чувство голода;
- в плане социальной активности ребенок проявляет явную отгороженность от внешнего мира, живет как бы в своем психологическом “панцире”;
- с малышом трудно установить контакт глазами;
- больной больше интересуется предметами внешнего мира, а не людьми, он не тянется к родителям, не просится на ручки;
- трудности в общении с другими детьми;
- у малыша плохо развивается речевая функция, часто он вырабатывает свой язык;
- бывает, что память развивается очень хорошо, малыш может запоминать стихи, заученные тексты и легко их воспроизводить, однако при этом не уметь построить диалог с другими;
- повышенная привязанность к определенным вещам, обстановке, нелюбовь к новому;
- стереотипия в поведении;
- повышенный уровень страха или состояние полной беспечности.
Достаточно часто аутизм сопряжен с эпилепсией, глухотой или слепотой.
Диагностика
Постановкой диагноза занимаются патопсихологи, психиатры, дефектологи.
Обследование проводят по методу прикладного анализа поведения (АВА-терапии).
Интеллект детей изучают по методике Векслера и сопоставляют с контрольной группой.
Показателями наличия болезни являются три основных признака: нарушение социализации, недостаточная взаимная коммуникация, стереотипизация поведения.
Аутическую патологию необходимо дифференцировать от таких заболеваний, как шизофрения, умственная отсталость, дезинтегративные расстройства и т. п.
Лечение
Некоторые проявления аутизма лечат медикаментозными методами, симптоматически. Например, при наличии эпилептических приступов назначают противоэпилептическую терапию.
Стационарное лечение без родителей крайне нежелательно, поскольку может еще более усугубить отклонения.
С особенными детьми проводят занятия по психотерапии, музыке, танцам и т.п.
В последнее время ученые отмечают положительный эффект при общении детей с животными, в частности, с дельфинами.
Наиболее эффективным графиком психотерапии считается 3-4 занятия в неделю на протяжении нескольких лет.
Для того чтобы подобрать правильный подход к лечению, необходима консультация врача-патопсихолога.
Профилактика
В качестве профилактических мер маме ребенка следует больше времени проводить с новорожденным, настроиться на эмоциональный контакт с малышом, без злости и агрессии.
Литература и источники
Видео по теме: