«Не хватает терпения учить уроки с ребенком». Что рекомендуют психологи родителям школьников? - iDoctor.kz
iDoctor объясняет

Учебный год начнется в дистанционном формате. Как казахстанским родителям перестать тревожиться?

В связи с санитарно-эпидемической ситуацией с 1 сентября учебный год в казахстанских школах начнется в дистанционном формате. Почти 80% школьников будут обучаться с помощью интернет-платформ и телевидения. Вместе с экспертами по детской психике разбираемся, в чем особенности удаленного обучения, стоит ли родителям беспокоиться по поводу зависимости детей от гаджетов, и как перестать испытывать чувство вины за неотправленное в срок домашнее задание.

Дистанционное обучение в школах Казахстана — готовы ли учителя?

Минобразования с 20 июля проводит ежедневные вебинары по дистанционному обучению. До конца года курсы повышения квалификации по удаленным технологиям пройдут все учителя. Кроме этого, ведомство снимает более 6 тыс телеуроков. Они по 9 часов в день будут транслироваться на каналах «Аль-Фараби» и «Ел-Арна».

При этом, по словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, 24 тыс педагогов в Казахстане не имеют персональных компьютеров, у 2 тыс — нет доступа к интернету. Президент ранее указывал на то, что «у 20% учителей (а это около 70 тыс) дома нет полноценного доступа к интернету и компьютеров». В 314 населенных пунктах, где живут дети школьного возраста, телеканалы «Аль-Фараби» и «Ел-Арна» недоступны. 

Как избавиться от стресса во время дистанционного обучения?

«Само по себе удаленное обучение — это не фактор стресса. Важно понять, что именно в нем порождает у ребенка стресс, и тогда с этим уже можно что-то делать», — объясняет Ольга Райнхолдт, коуч и специалист по работе с травмами. У детей нервное напряжение может спровоцировать, например, недостаток физической активности. Выходом может стать утренняя гимнастика. Другим детям может понадобится четкий распорядок дня, чтобы справиться со стрессом. «Чтобы ситуация была менее стрессовой для ребенка и для родителей, важно попробовать найти — несмотря на все минусы, которые мы замечаем — положительные стороны», — добавляет детский психолог Жанна Сафиуллина. 

Дистанционное обучение дается детям сложнее?

Оно сложнее дается и детям, и взрослым, подчеркивает когнитивный коуч и психолог Сабина Серикова. Его особенность, по ее словам, в том, что нужно прилагать больше усилий для сохранения внимания. Даже самые прилежные ученики «могут заскучать, видя шаблонные слайды и слушая долгую речь учителя», обращает внимание Серикова.

«При дистанционном обучении учителю важно позаботиться о форме преподнесения информации, затрагивая визуальный и аудиальный каналы восприятия, а также стимулировать воображение и развивать способности к принятию решений», — объясняет специалист. 

Есть ли для ребенка польза в виртуальном общении, если живое не доступно?

Да, и то, и другое — формы социализации. «Социализируется ребенок в трех направлениях: общение со взрослым, общение с младшими, общение со сверстниками», — рассказывает детский психолог Татьяна Остапенко. Первое на удаленке должны компенсировать родители, второе — младшие братья или сестры, а третье «немного провисает», признает специалист.

Однако дети, по ее словам, «замечательно вышли из этой ситуации: они общаются через соцсети, видеосвязь, мессенджеры». При этом варианте сохраняются все составляющие социализации (усвоение образцов поведения, правил общения, социальных ценностей). Отсутствует лишь тактильный и обонятельные компоненты. Главное, говорит Остапенко, чтобы родители не запрещали такую форму общения и — еще лучше — рассказали и показали, как надо.

Кажется, ребенок зависим от гаджетов. Не станет ли хуже, пока он на дистанционном обучении?

Если ребенок испытывает стресс от недостатка общения, необходимо обеспечить ему связь с друзьями — да, посредством гаджетов. Остальное время с ними следует регулировать в рамках домашних правил. Наказания же, по мнению психологов, бесполезны. Конфликты в семье и отсутствие доверительных отношений серьезно увеличивают вероятность развития у детей интернет-зависимости. Но есть и хорошая новость: в свежих исследованиях не нашли связи между временем использования гаджетов и благополучием подростков.

Райнхолдт объясняет любовь детей к виртуальной реальности так: гаджеты предлагают детской психике яркие, простые для восприятия и безопасные стимулы. Ребенок при этом не может не обрабатывать их. Только таким способом развивается его нервная система. Специалист советует не идти поперек «естественных инстинктов», а вместо этого «подключиться к теме, которая ребенка увлекает, и постепенно переводить ее в наше поле, аналоговое, более сложное».

Ребенок не воспринимает всерьез дистанционное обучение. Что делать?

«Дети ничего не обесценивают просто так, — подчеркивает Татьяна Остапенко. — Если родитель подходит к дистанционному обучению серьезно, то и ребенок автоматически подходит к нему серьезно». По словам психолога, обесценить дети способны лишь педагога, у которого не ладится с организацией дистанционного урока. В этом случае лучшее, что могут сделать родители — предложить детям помочь учителю (а учителю следует без гордыни эту помощь принять ).

Кроме этого, родители могут позаботиться о мотивации, когда после выполнения определенного количества задач ребенок получает награду. «Это должна быть нематериальная вещь. Она должна быть про общение с вами, потому что чаще всего детям не хватает именно эмоционального общения с родителями», — отмечает детский психолог. Исследования показывают, что мотивация к учебе чаще всего падает у детей среднего школьного возраста. 

Не хватает терпения заниматься с ребенком. Что делать?

Ольга Райнхолдт предлагает родителям смириться: несделанное домашнее задание — вина не родителей, а системы образования. Она советует четко разграничивать задачи школы (для высокого рейтинга ей необходимы высокие результаты учеников) и родителей (вам ведь нужен здоровый, грамотный и самостоятельный ребенок?). «Успеваемость в сегодняшней школе никакого отношения не имеет к воспитанию будущего успешного, счастливого, эффективного взрослого», — уверена специалист. Райнхолдт рекомендует тревожным родителям пересмотреть свои приоритеты. «А в отношении школы советую договориться с ребенком и собой о том, что нужно делать, чтобы минимально удовлетворять потребности школы. Скажем, на “тройку”. И успокоиться на этом», — говорит коуч.

Выходит, с ребенком вовсе не стоит заниматься уроками на удаленке?

Стоит, но без фанатизма. В нормальных условиях функции родителей сводятся к тому, чтобы помочь, проконтролировать, обеспечить ребенку изолированное и комфортное место для обучения, говорит Татьяна Остапенко. На удаленке ситуация изменилась: «Мамы у нас сейчас соединили внутри свою роль с ролью учителя, и для ребенка это очень страшно», — отмечает психолог. Такое положение провоцирует развитие у детей тревоги, предупреждает Остапенко. Тревога в свою очередь тесно связана с вниманием. Чем ниже внимание, тем меньше информации запомнит ребенок.

Ребенок совсем плохо учится. Почему?

«Процесс обучения ребенка могут усложнить дислексия или синдром дефицита внимания и гиперактивности», — говорит Сабина Серикова. СДВГ, например, помешает ребенку сосредоточиться на выполнении задания.

Трудности с концентрацией, к слову, могут испытывать все дети, подчеркивает Татьяна Остапенко. Она рассказывает, как можно помочь ребенку: наушники уберут внешние шумы, а статическое напряжение можно снять через движение. Помогут легкие подпрыгивания на фитболе во время онлайн-занятий; эспандер или игрушка-антистресс в руках; эластичный жгут, натянутый между передними ножками стула, на котором можно попрыгать ногами. 

Чтобы встать в очередь заполните заявку

На указанный Вами номер мы отправим ссылку на онлайн-консультацию с врачом
На указанную почту мы отправим форму вашей заявки
На указанный номер мы отправили СМС с кодом подтверждения. Введите его
Не получили СМС-код?
Повторите через: 01:00
Чтобы продолжить и занять очередь к врачу, пожалуйста оплатите консультацию

Оплата Visa MasterCard
Ваша оплата прошла успешно!

пользователей перед вами
Когда врач будет готов связаться с Вами, мы отправим СМС с ссылкой для онлайн-консультацию.
Если у вас возникнут вопросы или проблемы с подключением, можете обратиться по ссылке.
ОК
Закрыть
*Продолжая использование сервисом iDoctor.kz вы
соглашаетесь с условиям Оферты