Алматы

Как работает обязательное медицинское страхование в Казахстане

00:00 27.11.2019
117

С 2020 года в Казахстане запускается обязательное медицинское страхование граждан. Согласно новому закону, казахстанцы должны делать регулярные отчисления в Фонд социального медицинского страхования, чтобы получать расширенную перечень медицинской помощи. Сайт iDoctor.kz задал основные вопросы фонду о том, как будет работать новый механизм медицинского страхования.

Обязательное социальное медицинское страхование: кто и за что платит?

С 1 января 2020 года в Казахстане вступит в силу закон «Об обязательном социальном медицинском страховании». Минздрав инициировал этот проект, чтобы у граждан появился равный доступ к медицинской помощи за счет регулярных отчислений в Фонд социального медицинского страхования. Средства в фонд будут поступать от граждан и государства.

Отчисления за работающих граждан обязуется делать работодатель. Размер отчислений зависит от категории работодателя. Например:
  • Индивидуальные предприятия отчисляют по 3 % от размера заработной платы сотрудника;
  • За физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, работодатели отчисляют по 1 % от размера гонорара.
Посмотреть размеры отчислений остальных категорий работодателей можно здесь. За неуплату начисляется пеня за каждый день просрочки, включая день оплаты. Непогашенная задолженность будет списана в принудительном порядке на основании распоряжения налоговой службы.

Самозанятые граждане делают взносы в Фонд медстрахования самостоятельно. В данном случае, взносы не являются обязательными. Платежи за 14 льготных категорий граждан вносит государство.

Фонд медстрахования распределяет эти средства по медицинским учреждениям, с которыми заключен договор о предоставлении услуг и где граждане получат необходимую медицинскую помощь.

Что, если я не сотрудник организации и не делаю самостоятельные взносы в Фонд медстрахования?

Государство с 2009 года обеспечивает граждан минимальным пакетом медпомощи в рамках закона «О гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи» (ГОБМП). Если гражданин не участник Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), то получает услуги в рамках ГОБМП. ОСМС призвано расширить ГОБМП. Например, пациенты смогут бесплатно получать дорогостоящие лекарственные препараты, не входящие в ГОБМП.

Как отметил министр здравоохранения Елжан Биртанов, разница между этими двумя пакетами заключается в следующем: пакет ГОБМП станет минимальным социальным стандартом. ОСМС охватит остальной перечень медпомощи.

Где получить медицинскую помощь в рамках ОСМС?

Принцип предоставления медпомощи ОСМС прост.

  1. Фонд медстрахования заключает договор с медучреждениями (форма собственности не имеет значения);
  2. Гражданин прикрепляется к этим учреждениям, в случае, если не прикрепился раньше;
  3. Когда гражданин приходит в медучреждение, предоставляет удостоверение личности в регистратуре, чтобы сотрудники проверили его счет в Фонде медстрахования. Отчисления или взносы поступают – значит, гражданин застрахован, и может воспользоваться расширенным перечнем медицинских услуг.

Незастрахованным гражданам предоставляется пакет ГОБМП. Такой подход создаст стимул для них самостоятельно вносить средства за страхование и переходить в категорию застрахованных, считают в Фонде медстрахования.

Стоит отметить, что с 1 января до 31 марта 2020 года будет действовать переходное положение. По закону в этот период право на медицинскую помощь в ОСМС распространяется на всех, в том числе и на тех, за кого отчисления и взносы не поступали.

Как прикрепиться к медицинскому учреждению?

Граждане могут самостоятельно выбрать медучреждение, где получат помощь, из базы ОСМС. Это можно сделать на веб-портале Электронного правительства eGov или получить помощь специалистов в самом центре. Также можно прикрепиться, написав заявление в выбранном медицинском учреждении.

Чтобы прикрепиться к клинике через eGov нужно:

  1. Перейти по ссылке;
  2. Авторизоваться в личном кабинете;
  3. Перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн»;
  4. Заполнить и отправить заявку. Статус заявки отслеживается в личном кабинете. Там же появится справка, подтверждающая прикрепление. Иногда нужно время, чтобы подтвердить прикрепление. На примере сотрудницы iDoctor, подтверждение пришло после того, как позвонили из медучреждения и задали пару уточняющих вопросов.

При прикреплении приоритет отдается принципу «семейного обслуживания», когда в одной поликлинике обслуживаются и дети, и родители. Лиц, не достигших 18 лет, вправе прикрепить законные представители ребенка. По правилам, гражданину могут отказать в прикреплении, если на участке у врача общей практики зарегистрировано более 1700 пациентов.