iDoctor объясняет

Топ-4 вопроса об обязательном медицинском страховании

С 2020 года в Казахстане запускается обязательное медицинское страхование граждан. Согласно новому закону, казахстанцы должны делать регулярные отчисления в Фонд социального медицинского страхования, чтобы получать расширенную перечень медицинской помощи. Сайт iDoctor.kz задал основные вопросы фонду о том, как будет работать новый механизм медицинского страхования.

Обязательное социальное медицинское страхование: кто и за что платит?

С 1 января 2020 года в Казахстане вступит в силу закон «Об обязательном социальном медицинском страховании». Минздрав инициировал этот проект, чтобы у граждан появился равный доступ к медицинской помощи за счет регулярных отчислений в Фонд социального медицинского страхования. Средства в фонд будут поступать от граждан и государства.

  • Индивидуальные предприятия отчисляют по 3 % от размера заработной платы сотрудника;
  • За физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, работодатели отчисляют по 1 % от размера гонорара.
Посмотреть размеры отчислений остальных категорий работодателей можно здесь. За неуплату начисляется пеня за каждый день просрочки, включая день оплаты. Непогашенная задолженность будет списана в принудительном порядке на основании распоряжения налоговой службы.

Самозанятые граждане делают взносы в Фонд медстрахования самостоятельно. В данном случае, взносы не являются обязательными. Платежи за 14 льготных категорий граждан вносит государство.

Фонд медстрахования распределяет эти средства по медицинским учреждениям, с которыми заключен договор о предоставлении услуг и где граждане получат необходимую медицинскую помощь.

Что, если я не сотрудник организации и не делаю самостоятельные взносы в Фонд медстрахования?

Государство с 2009 года обеспечивает граждан минимальным пакетом медпомощи в рамках закона «О гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи» (ГОБМП). Если гражданин не участник Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), то получает услуги в рамках ГОБМП. ОСМС призвано расширить ГОБМП. Например, пациенты смогут бесплатно получать дорогостоящие лекарственные препараты, не входящие в ГОБМП.

Как отметил министр здравоохранения Елжан Биртанов, разница между этими двумя пакетами заключается в следующем: пакет ГОБМП станет минимальным социальным стандартом. ОСМС охватит остальной перечень медпомощи.

Где получить медицинскую помощь в рамках ОСМС?

Принцип предоставления медпомощи ОСМС прост.

  • Фонд медстрахования заключает договор с медучреждениями (форма собственности не имеет значения);
  • Гражданин прикрепляется к этим учреждениям, в случае, если не прикрепился раньше;
  • Когда гражданин приходит в медучреждение, предоставляет удостоверение личности в регистратуре, чтобы сотрудники проверили его счет в Фонде медстрахования. Отчисления или взносы поступают – значит, гражданин застрахован, и может воспользоваться расширенным перечнем медицинских услуг.
  • Незастрахованным гражданам предоставляется пакет ГОБМП. Такой подход создаст стимул для них самостоятельно вносить средства за страхование и переходить в категорию застрахованных, считают в Фонде медстрахования.

    Стоит отметить, что с 1 января до 31 марта 2020 года будет действовать переходное положение. По закону в этот период право на медицинскую помощь в ОСМС распространяется на всех, в том числе и на тех, за кого отчисления и взносы не поступали.

    Как прикрепиться к медицинскому учреждению?

    Граждане могут самостоятельно выбрать медучреждение, где получат помощь, из базы ОСМС. Это можно сделать на веб-портале Электронного правительства eGov или получить помощь специалистов в самом центре. Также можно прикрепиться, написав заявление в выбранном медицинском учреждении.

    Чтобы прикрепиться к клинике через eGov нужно:

  • Перейти по ссылке;
  • Авторизоваться в личном кабинете;
  • Перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн»;
  • Заполнить и отправить заявку. Статус заявки отслеживается в личном кабинете. Там же появится справка, подтверждающая прикрепление. Иногда нужно время, чтобы подтвердить прикрепление. На примере сотрудницы iDoctor, подтверждение пришло после того, как позвонили из медучреждения и задали пару уточняющих вопросов.
  • При прикреплении приоритет отдается принципу «семейного обслуживания», когда в одной поликлинике обслуживаются и дети, и родители. Лиц, не достигших 18 лет, вправе прикрепить законные представители ребенка. По правилам, гражданину могут отказать в прикреплении, если на участке у врача общей практики зарегистрировано более 1700 пациентов. 

    Чтобы встать в очередь заполните заявку

    На указанный Вами номер мы отправим ссылку на онлайн-консультацию с врачом
    На указанную почту мы отправим форму вашей заявки
    На указанный номер мы отправили СМС с кодом подтверждения. Введите его
    Не получили СМС-код?
    Повторите через: 01:00
    Чтобы продолжить и занять очередь к врачу, пожалуйста оплатите консультацию

    Оплата Visa MasterCard
    Ваша оплата прошла успешно!

    пользователей перед вами
    Когда врач будет готов связаться с Вами, мы отправим СМС с ссылкой для онлайн-консультацию.
    Если у вас возникнут вопросы или проблемы с подключением, можете обратиться по ссылке.
    ОК
    Закрыть
    *Продолжая использование сервисом iDoctor.kz вы
    соглашаетесь с условиям Оферты