Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) - признаки, причины, симптомы, лечение и профилактика - iDoctor.kz

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)

6538

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Синдром дефицита внимания и гиперреактивности - данный диагноз, ставят как детям, так и взрослым, которые демонстрируют определенное поведение на протяжении долгого времени. 

Заболевание характеризуется невозможностью ребенка сконцентрировать внимание, результатом чего являются проблемы с успеваемостью. Дети с СДВГ плохо учатся в школе. Наряду с этим, поведение таких школьников отличается неумением соблюдать дисциплину и постоянным непослушанием. Данные поведенческие процессы в свою очередь затрудняют общение ребенка с окружающими, и приводят к тому, что в дальнейшем, проблемы с социализацией могут стать результатом заниженной самооценки.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) - 1
Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Врачи, которые могут помочь

Причины

Данный недуг может возникать из-за:
  • наследственной предрасположенности, зачастую в семьях детей с СДВГ у кого-то из членов семьи такие же жалобы были в детском возрасте;
  • семейные факторы типа конфликтов, наличия наркомании в семье и низкого социального статуса;
  • тяжело протекавшие роды, при которых имела место кислородная недостаточность у ребенка в родах, повреждения головы во время прохождения через родовые пути;
  • наличие вредных привычек у матери при беременности, таких как курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков, злоупотребление лекарствами.

Симптомы

Заболевание у детей характеризуется тремя категориями проявлений:

  • Невнимательность. Детям с данным проявлением болезни трудно сосредоточиться. Они очень легко и часто отвлекаются и чрезвычайно забывчивы. В результате таким детям трудно соблюдать дисциплину, возникают проблемы с выполнением заданий и организацией учебного процесса. А невнимательность ребенка приводит к ухудшению общей успеваемости в школе.
  • Гиперактивность. Дети с таким проявлением заболевания страдают от чрезмерной нетерпеливости, общительности и суеты. Они не могут длительное время сидеть на одном месте и заниматься монотонной работой, что приводит к проблемам с дисциплиной и учебой в школе.
  • Импульсивность. Дети с проявлением данной категории в поведении постоянно перебивают других, им трудно отложить получение желаемого. На уроках они постоянно выкрикивают, не дожидаясь своей очереди, а в жизненных ситуациях стремятся получить то, чего хотят здесь и сейчас, мало поддаваясь на уговоры взрослых.
  • Диагностика

    Сбор анамнеза и жалоб заболевания:

    • наличие нарушения внимания, гиперреактивности у ребенка дошкольного и школьного возраста;
    • наличие плохой успеваемости в школе, связанной с неусидчивостью, забывчивостью, невнимательностью.
    • психологические тесты: проводятся психологом с использованием специальных анкет.
    • полное неврологическое обследование: для исключение органической причины дефицита внимания и гиперреактивности.
    Возможна также консультация детского невролога, детского психолога. Врач может оценить состояние ребенка, провести поведенческую и когнитивную терапию, назначить лекарственные препараты, провести консультации с родителями и беседы с ребенком.
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) - 2
    Поведение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности 

    Лечение

    Улучшение условий обучения: перевод в специализированный класс при невозможности обучения ребенка в обычных школах.

    • разрешение проблем в семье: устранение конфликтных ситуаций, лечение алкоголизма или наркомании у родителей.
    • занятия ребенка с психологом: выработка модели правильного поведения, попытка понять переживания ребенка.
    • витаминотерапия.
    • медикаментозная терапия - при неэффективности других методов (применение психоактивных препаратов и антидепрессантов).

    Опасность

    • сохранение симптомов во взрослом возрасте.
    • нарушение интеллектуального развития.

    Профилактика

    • здоровая психологическая атмосфера в семье.
    • отказ от курения, приема алкоголя и наркотиков матерью во время беременности.
    • налаживание психологического контакта с ребенком с раннего возраста.

    Помощь родителей

    Оказать помощь своему ребенку с СДВГ по силам и родителям. Находясь в постоянном контакте с ребенком дома или в любых других ситуациях, близкие люди могут помочь наладить комфортную психологическую обстановку для всех членов семьи. Для этого необходимо:

  • Как можно раньше обратиться к квалифицированному специалисту. При обнаружении у ребёнка симптомов СДВГ, Вы можете опытного специалиста на нашем сайте записаться на приём по ссылке: https://idoctor.kz/almaty/doctors/psikholog
  • Позитивно относится к ребенку. Дети с СДВГ крайне болезненно относятся к критике. Поэтому все реплики с «не» следует облечь в другую, позитивную форму. Например, вместо «Не разбрасывай свои игрушки», - лучше сказать: «А давай соберем игрушки вместе».
  • Постоянно хвалить ребенка, а в случаях, когда он совершает плохие поступки, лучше сказать что-то вроде: «Не волнуйся, это можно исправить».
  • Создать спокойную и позитивную психологическую атмосферу для ребенка. А в случаях, когда ребенок волнуется, его можно успокоить малоподвижными играми, любимой умиротворяющей музыкой или принятием теплых ванн.
  • Определите для ребенка режим дня с понятными правилами поведения. Главное, чтобы ежедневные дела совершались в один и тот же промежуток времени. Тогда ребенок будет знать, что ему делать в то или иное время. Такой график сделает его намного спокойнее и увереннее в себе.
  • Общайтесь с ребенком как можно больше. Важным в этом общении является реализация потребности вашего ребенка чувствовать, что близким интересны его дела и мысли.
  • Во время выполнения школьных заданий по возможности необходимо исключить причины, отвлекающие ученика от занятий. Ребенку с синдромом дефицита внимания крайне сложно сконцентрировать внимание на выполнении заданий, связанных с учебой и требующих усидчивости. Поэтому, чтобы ему помочь, следует убедиться в отсутствии факторов, отвлекающих от учебы. Кроме того, во время занятий необходимо делать перерывы, чтобы дать возможность и время ребенку сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание.
  • Реакция на плохое поведение ребенка должна включать в себя спокойное разъяснение ситуации и указание на ошибки, без вступления в ссору.
  • Литература и источники

  • Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007.

  • Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002.


  • Видео по теме: