Дислалия - это недуг, при котором у человека наблюдается дефект звукопроизношения, при этом имеется хороший слух и артикуляционный аппарат. Чтобы поставить такой диагноз врач обязан провести следующие исследования: обследование строения и подвижности речевого аппарата у логопеда, обследование звукопроизношения, обследование фонематического слуха, консультация у стоматолога, консультация у невролога, консультация у отоларинголога.
Врачи, которые могут помочь
Симптомы
Дефекты произношения при дислалии могут быть выражены заменами, пропусками, а также смешениями и искажениями звуков.
Пропуски звука – имеется в виду его полное отсутствие в начале слова, середине или конце.
Замена звука – один звук говорящий замещает другим, который есть в фонетической системе языка. Ребенок может заменять разные звуки по месту артикуляции либо способу образования, но при этом они будут отличаться по признаку твердости/мягкости или звонкости/глухости.
Смешение звуков – говорящий путает 2 звука, при этом произносит их корректно. Это может быть вызвано неполным усвоением системы фонем.
Искажение звуков – это использование в речи звуков, которых нет в фонетической системе языка (например, межзубное или боковое произнесение звука [с], велярное или увулярное произнесение [р] и др.). Этот вид дефектов, как правило, встречается при механической дислалии.
В случае функциональной дислалии присутствует нарушенное произнесение одного или нескольких звуков, при механической – сходные по артикуляции группы звуков.
При дислалии лексико-грамматическая сторона речи формируется в зависимости от возраста: не искажается слоговая структура слов, достаточно широко развит словарный запас, единственное и множественное число, падежные окончания используются корректно, достаточно высоко развита связная речь.
Кроме патологических форм дислалии, в логопедии также выделяют физиологическую форму, физиологические несовершенства речи, возрастное косноязычие или вызванные возрастной несформированностью органы артикуляции. Такого рода особенности произношения, как правило, исчезают сами к наступлению 5 лет.
Классификация
1. В соответствии с причинами нарушения звукопроизношения, можно выделить:
- механическую (органическую) дислалию – вызвана дефектами строения речевого аппарата;
- функциональную дислалию – ее причинами являются обратимые нейродинамические нарушения в коре головного мозга или социальные факторы.
Функциональная дислалия может быть:
- моторной – если она вызвана нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. В этом случае появляются некоторые неточности в движениях губ и языка, которые становятся недифференцированными. Все это приводит к искажению артикуляции звуков (фонетический дефект);
- сенсорной – вызвана нейродинамическими сдвигами в центре речеслухового анализатора. В данной ситуации затруднена слуховая дифференциация акустически сходных фонем (глухих и звонких, шипящих и свистящих, твердых и мягких). По этой причине заменяются и смешиваются звуки в устной речи (фонематический дефект), также проявляются однотипные замены букв во время письма.
В случае сочетания двух вышеуказанных разновидностей дефектов можно говорить о сенсомоторной дислалии.
В соответствии с несформированностью акустических или артикуляторных звуковых признаков, а также фонетического либо фонематического характера дефекта, выделяют следующие виды дислалии:
- артикуляторно-фонематическую;
- акустико-фонематическую;
- артикуляторно-фонетическую.
3. В зависимости от количества нарушенных звуков существует 2 формы дислалии:
- простая – ребенок неправильно произносит от 1 до 4 звуков;
- сложная – ошибки в произношении более 4 звуков.
4. Также существует мономорфная дислалия – если ребенок некорректно произносит звуки из одной артикуляционной группы (шипящие, свистящие и т.д.), а также полиморфная – дефекты в звуках из разных артикуляционных групп.
Виды
Фонетические дефекты произношения различных звуков обозначают следующими терминами:
- Сигматизм – проблемы в произношении шипящих [ж], [ш], [щ], [ч], а также свистящих [с], [с'], [з], [з'];
- Ротацизм – [р] и [р'];
- Гаммацизм – [г] и [г'];
- Ламбдацизм – [л] и [л'];
- Хитизм – [х] и [х'];
- Йотацизм – [й];
- Каппацизм – [к] и [к'];
Дефекты смягчения и твердости – мягкие согласные заменяются парными твердыми звуками (и наоборот);
Дефекты озвончения и оглушения – звонкие согласные заменяются парными глухими (и наоборот).
Кроме того, распространены комбинированные сложные дефекты, такие как: сигматизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения, ламбдацизм + ротацизм и пр.
Если присутствует фонематический дефект (замена звуков), к названию любого из вышеуказанных дефектов добавляется приставка «пара-»: паракаппацизм, параламбдацизм, парайотацизм, парагаммацизм и пр.
Причины дислалии
Некорректное произношение звуков при механической дислалии вызвано органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата: язык, зубы, губы и челюсти.
– Дефекты языка и губ
Среди особенностей строения языка и губ, которые могут вызвать дислалию, можно назвать короткую уздечку языка или верхней губы. Реже причинами становятся массивный либо узкий и маленький язык (как правило, у детей с проблемами в общем физическом или умственном развитии), а также слишком толстые, малоподвижные губы. В случае укороченной подъязычной связки в первую очередь портится произношение верхнеязычных звуков, если присутствует какая-либо аномалия губ – губных и губно-зубных звуков.
– Дефекты в строении костной основы речевого аппарата
Эти нарушения могут быть выражены такими факторами, как:
- аномалии зубных рядов (редко расположенные или мелкие зубы и др.);
- неправильный прикус (открытый, перекрестный, глубокий, прогения, прогнатия);
- верхнее нёбо высокое и узкое (готическое) либо, напротив, низкое и плоское.
Дефекты, вызывающие механическую дислалию, могут быть как врожденными, так и приобретенными – возникшими после перенесенных заболеваний или травм зубов или челюсти. Однако важно понимать, что нарушения, которые связаны с расщелиной верхней губы, мягкого и твердого нёба, относят не к дислалии, а к ринолалии.
- Социальные и биологические факторы
В случае развития функциональной дислалии не изменяется строение артикуляционного аппарата – это значит, что нет органической основы для нарушения звукопроизношения. В такой ситуации дислалию вызывают биологические либо социальные факторы.
К неблагоприятным социальным факторам можно причислить подражание детей взрослым с неправильной речью (слишком быстрой, косноязычной или диалектной), подражание детскому лепету. Также проблемы могут возникнуть у детей, проживающих в интернациональной семье, где говорят на двух языках.
Биологические факторы, вызывающие у детей функциональную дислалию: общая физическая ослабленность у болезненных детей, минимальная мозговая дисфункция, отсутствие сформированного фонематического слуха и речевых укладов.
Диагностика
Первым делом при диагностическом обследовании речи выясняют подробности беременности и родов у матери, заболевания, которые перенес ребенок. Специалисты изучают медицинскую документацию, чтобы выявить раннее психомоторное и речевое развитие, состояние слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Далее логопед изучает строение и подвижность органов речевого аппарата.
Диагностика устной речи представляет собой обследование состояния произношения звуков, выявление дефектов с использованием специального дидактического материала. Во время обследования можно выявить характер нарушений (отсутствие или замена, искажение или смешение звуков) как изолированно, так и в разного вида слогах, словах, фразах и текстах. После этого врач проверяет состояние фонематического слуха, т.е. способность ребенка различать на слух все коррелирующие фонемы.
Диагноз логопеда содержит в себе следующие сведения:
- форма дислалии: функциональная/механическая;
- вид: артикуляторно-фонетическая/артикуляторно-фонематическая/акустико-фонематическая;
- разновидность неправильного звукопроизношения: сигматизм/ротацизм и пр.
Механическая дислалия может потребовать консультацию стоматолога или ортодонта, а функциональная – детского невролога. Чтобы исключить тугоухость, потребуется пройти консультацию детского отоларинголога, также важно исследовать функции слухового анализатора. Дифференциальная диагностика дислалии проводится со стертой дизартрией.
Коррекция дислалии
Работа по коррекции проходит в три этапа.
1) Подготовительный этап
Механическая дислалия – на подготовительном этапе требуется избавить ребенка от анатомических дефектов в строении речевого аппарата: проводится курс ортодонтического лечения, пластика верхней губы, уздечки языка.
Моторная функциональная дислалия – следует развивать моторику речи с помощью логопедических массажей и артикуляционной гимнастики.
Сенсорная функциональная дислалия – ребенок нуждается в развитии фонематических процессов. Кроме того, правильное произношение требует сформированной направленной воздушной струи, отработанного произнесения опорных звуков и развития мелкой моторики.
2. Формирование первичных произносительных навыков
На данном этапе осуществляется постановка изолированного звука, его автоматизация в слогах, словах, фразах и текстах, а также дифференциация звуков (при их смешении).
3. Заключительный этап
Происходит формирование навыков правильного применения отработанных звуков в различных ситуациях общения.
Занятия с логопедом по коррекции дислалии должны быть регулярными – не менее трех раз в неделю. При этом важно выполнять артикуляционную гимнастику и домашние задания логопеда. Простая форма дислалии требует занятий на протяжении 1–3 месяцев, сложная степень может потребовать 3–6 месяцев коррекции.
Профилактика
Большинство случаев дислалии можно успешно скорректировать. Успешный исход и продолжительность коррекции зависят от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, участия родителей и регулярности занятий. Дошкольники быстрее избавляются от проблем с произношением, чем школьники; ученики младших классов – быстрее, чем подростки и т.д.
Чтобы не допустить развитие дислалии у своего ребенка, родителям необходимо следить за возможностью анатомических нарушений в строении органов речи малыша, в случае сомнений обращаться к специалистам. Также следует демонстрировать ребенку правильные образцы для речевого подражания, заботиться о его здоровье и физическом развитии.
Литература и источники
Видео по теме