Дислалия - признаки, причины, симптомы, лечение и профилактика - iDoctor.kz

Дислалия

7274
Дислалия: симптомы, виды, причины, диагностика, коррекция и профилактика

Дислалия - это недуг, при котором у человека наблюдается дефект звукопроизношения, при этом имеется хороший слух и артикуляционный аппарат. Чтобы поставить такой диагноз врач обязан провести следующие исследования: обследование строения и подвижности речевого аппарата у логопеда, обследование звукопроизношения, обследование фонематического слуха, консультация у стоматолога, консультация у невролога, консультация у отоларинголога.

Дислалия - 1
Работа с логопедом

Симптомы

Дефекты произношения при дислалии могут быть выражены заменами, пропусками, а также смешениями и искажениями звуков.

Пропуски звука – имеется в виду его полное отсутствие в начале слова, середине или конце.

Замена звука – один звук говорящий замещает другим, который есть в фонетической системе языка. Ребенок может заменять разные звуки по месту артикуляции либо способу образования, но при этом они будут отличаться по признаку твердости/мягкости или звонкости/глухости.

Смешение звуков – говорящий путает 2 звука, при этом произносит их корректно. Это может быть вызвано неполным усвоением системы фонем.

Искажение звуков – это использование в речи звуков, которых нет в фонетической системе языка (например, межзубное или боковое произнесение звука [с], велярное или увулярное произнесение [р] и др.). Этот вид дефектов, как правило, встречается при механической дислалии.

В случае функциональной дислалии присутствует нарушенное произнесение одного или нескольких звуков, при механической – сходные по артикуляции группы звуков.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речи формируется в зависимости от возраста: не искажается слоговая структура слов, достаточно широко развит словарный запас, единственное и множественное число, падежные окончания используются корректно, достаточно высоко развита связная речь.

Кроме патологических форм дислалии, в логопедии также выделяют физиологическую форму, физиологические несовершенства речи, возрастное косноязычие или вызванные возрастной несформированностью органы артикуляции. Такого рода особенности произношения, как правило, исчезают сами к наступлению 5 лет.

Классификация

1. В соответствии с причинами нарушения звукопроизношения, можно выделить:

  • механическую (органическую) дислалию – вызвана дефектами строения речевого аппарата;
  • функциональную дислалию – ее причинами являются обратимые нейродинамические нарушения в коре головного мозга или социальные факторы.

Функциональная дислалия может быть:

  • моторной – если она вызвана нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. В этом случае появляются некоторые неточности в движениях губ и языка, которые становятся недифференцированными. Все это приводит к искажению артикуляции звуков (фонетический дефект);
  • сенсорной – вызвана нейродинамическими сдвигами в центре речеслухового анализатора. В данной ситуации затруднена слуховая дифференциация акустически сходных фонем (глухих и звонких, шипящих и свистящих, твердых и мягких). По этой причине заменяются и смешиваются звуки в устной речи (фонематический дефект), также проявляются однотипные замены букв во время письма.

В случае сочетания двух вышеуказанных разновидностей дефектов можно говорить о сенсомоторной дислалии.

В соответствии с несформированностью акустических или артикуляторных звуковых признаков, а также фонетического либо фонематического характера дефекта, выделяют следующие виды дислалии:

  • артикуляторно-фонематическую;
  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

3. В зависимости от количества нарушенных звуков существует 2 формы дислалии:

  • простая – ребенок неправильно произносит от 1 до 4 звуков;
  • сложная – ошибки в произношении более 4 звуков.

4. Также существует мономорфная дислалия – если ребенок некорректно произносит звуки из одной артикуляционной группы (шипящие, свистящие и т.д.), а также полиморфная – дефекты в звуках из разных артикуляционных групп.



Дислалия - 2
Лечение дислалии

Виды

Фонетические дефекты произношения различных звуков обозначают следующими терминами:

  • Сигматизм – проблемы в произношении шипящих [ж], [ш], [щ], [ч], а также свистящих [с], [с'], [з], [з'];
  • Ротацизм – [р] и [р'];
  • Гаммацизм – [г] и [г'];
  • Ламбдацизм – [л] и [л'];
  • Хитизм – [х] и [х'];
  • Йотацизм – [й];
  • Каппацизм – [к] и [к'];

Дефекты смягчения и твердости – мягкие согласные заменяются парными твердыми звуками (и наоборот);

Дефекты озвончения и оглушения – звонкие согласные заменяются парными глухими (и наоборот).

Кроме того, распространены комбинированные сложные дефекты, такие как: сигматизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения, ламбдацизм + ротацизм и пр.

Если присутствует фонематический дефект (замена звуков), к названию любого из вышеуказанных дефектов добавляется приставка «пара-»: паракаппацизм, параламбдацизм, парайотацизм, парагаммацизм и пр.

Причины дислалии

Некорректное произношение звуков при механической дислалии вызвано органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата: язык, зубы, губы и челюсти.

– Дефекты языка и губ

Среди особенностей строения языка и губ, которые могут вызвать дислалию, можно назвать короткую уздечку языка или верхней губы. Реже причинами становятся массивный либо узкий и маленький язык (как правило, у детей с проблемами в общем физическом или умственном развитии), а также слишком толстые, малоподвижные губы. В случае укороченной подъязычной связки в первую очередь портится произношение верхнеязычных звуков, если присутствует какая-либо аномалия губ – губных и губно-зубных звуков.

– Дефекты в строении костной основы речевого аппарата

Эти нарушения могут быть выражены такими факторами, как:

  • аномалии зубных рядов (редко расположенные или мелкие зубы и др.);
  • неправильный прикус (открытый, перекрестный, глубокий, прогения, прогнатия);
  • верхнее нёбо высокое и узкое (готическое) либо, напротив, низкое и плоское.

Дефекты, вызывающие механическую дислалию, могут быть как врожденными, так и приобретенными – возникшими после перенесенных заболеваний или травм зубов или челюсти. Однако важно понимать, что нарушения, которые связаны с расщелиной верхней губы, мягкого и твердого нёба, относят не к дислалии, а к ринолалии.

- Социальные и биологические факторы

В случае развития функциональной дислалии не изменяется строение артикуляционного аппарата – это значит, что нет органической основы для нарушения звукопроизношения. В такой ситуации дислалию вызывают биологические либо социальные факторы.

К неблагоприятным социальным факторам можно причислить подражание детей взрослым с неправильной речью (слишком быстрой, косноязычной или диалектной), подражание детскому лепету. Также проблемы могут возникнуть у детей, проживающих в интернациональной семье, где говорят на двух языках.

Биологические факторы, вызывающие у детей функциональную дислалию: общая физическая ослабленность у болезненных детей, минимальная мозговая дисфункция, отсутствие сформированного фонематического слуха и речевых укладов.


Диагностика

Первым делом при диагностическом обследовании речи выясняют подробности беременности и родов у матери, заболевания, которые перенес ребенок. Специалисты изучают медицинскую документацию, чтобы выявить раннее психомоторное и речевое развитие, состояние слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Далее логопед изучает строение и подвижность органов речевого аппарата.

Диагностика устной речи представляет собой обследование состояния произношения звуков, выявление дефектов с использованием специального дидактического материала. Во время обследования можно выявить характер нарушений (отсутствие или замена, искажение или смешение звуков) как изолированно, так и в разного вида слогах, словах, фразах и текстах. После этого врач проверяет состояние фонематического слуха, т.е. способность ребенка различать на слух все коррелирующие фонемы.

Диагноз логопеда содержит в себе следующие сведения:

  • форма дислалии: функциональная/механическая;
  • вид: артикуляторно-фонетическая/артикуляторно-фонематическая/акустико-фонематическая;
  • разновидность неправильного звукопроизношения: сигматизм/ротацизм и пр.

Механическая дислалия может потребовать консультацию стоматолога или ортодонта, а функциональная – детского невролога. Чтобы исключить тугоухость, потребуется пройти консультацию детского отоларинголога, также важно исследовать функции слухового анализатора. Дифференциальная диагностика дислалии проводится со стертой дизартрией.


Коррекция дислалии

Работа по коррекции проходит в три этапа.

1) Подготовительный этап

Механическая дислалия – на подготовительном этапе требуется избавить ребенка от анатомических дефектов в строении речевого аппарата: проводится курс ортодонтического лечения, пластика верхней губы, уздечки языка.

Моторная функциональная дислалия – следует развивать моторику речи с помощью логопедических массажей и артикуляционной гимнастики.

Сенсорная функциональная дислалия – ребенок нуждается в развитии фонематических процессов. Кроме того, правильное произношение требует сформированной направленной воздушной струи, отработанного произнесения опорных звуков и развития мелкой моторики.

2. Формирование первичных произносительных навыков

На данном этапе осуществляется постановка изолированного звука, его автоматизация в слогах, словах, фразах и текстах, а также дифференциация звуков (при их смешении).

3. Заключительный этап

Происходит формирование навыков правильного применения отработанных звуков в различных ситуациях общения.

Занятия с логопедом по коррекции дислалии должны быть регулярными – не менее трех раз в неделю. При этом важно выполнять артикуляционную гимнастику и домашние задания логопеда. Простая форма дислалии требует занятий на протяжении 1–3 месяцев, сложная степень может потребовать 3–6 месяцев коррекции.


Профилактика

Большинство случаев дислалии можно успешно скорректировать. Успешный исход и продолжительность коррекции зависят от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, участия родителей и регулярности занятий. Дошкольники быстрее избавляются от проблем с произношением, чем школьники; ученики младших классов – быстрее, чем подростки и т.д.

Чтобы не допустить развитие дислалии у своего ребенка, родителям необходимо следить за возможностью анатомических нарушений в строении органов речи малыша, в случае сомнений обращаться к специалистам. Также следует демонстрировать ребенку правильные образцы для речевого подражания, заботиться о его здоровье и физическом развитии.


Литература и источники

  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  • Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  • Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F

  • Видео по теме