Дизартрия - признаки, причины, симптомы, лечение и профилактика - iDoctor.kz

Дизартрия

4099
Дизартрия: симптомы, причины, виды, диагностика и лечение

Дизартрия - это недуг, при котором наблюдается расстройство произношения звуков из-за нарушения поступления нервных импульсов. Чтобы поставить такой диагноз врач обязан провести следующие исследования: неврологическая диагностика, электроэнцефалография, электромиография, электронистагмография, магнитно-резонансная томография головного мозга, обследование устной речи у логопеда, обследование письменной речи у логопеда.


Дизартрия - 1
Расстройство произношения звуков

Врачи, которые могут помочь

Рейтинг 9.2
366 пікір
Ильиных Андрей Александрович
Места работы
Damed Clinic
Кабинет мануального терапевта Ильиных А.А. на Думан
Кабинет мануального терапевта Ильиных А.А. на Ашимова 20Б
Пн - Пт 8:00 - 22:00 (Дәрігер қазір жұмыс істемейді)
Вс, Сб 8:00 - 18:00
Қабылдау құны:
Бастапқы қабылдау
бастап 10 000 тг
Онлайн кеңес беру (Рус)
бастап 15 000 тг
Дәрігер шақырту
бастап 20 000 тг

Симптомы

  • быстрый поток слов;
  • монотонностью;
  • нарушение при произношении звуков;
  • нозализация;
  • писклявость;
  • прерывистая речь;
  • проглатывание звуков;
  • сбитый ритм;
  • слабый артикуляционный аппарат.

Дизартрия у детей представляет собой звукопроизносительное расстройство речи, которое обусловлено нарушением поступления нервного импульса, посылаемого головным мозгом к языку, губам и щекам – так называемая иннервация речевого аппарата. Заболевание выражается в изменении интонации, ритма и темпа речи, а также неправильной артикуляции и неспособности к голосообразованию.

Распространенность дизартрии у детей составляет порядка 4–7%. Но в последнее время наблюдается тенденция учащения случаев этой речевой патологии. При игнорировании лечения дизартрии дети так и не обретут способность говорить и ясно излагать мысли, что вынуждает их обучаться в специальных учреждениях и жить неполноценной жизнью.
Дизартрия у взрослых чаще всего возникает как осложнение на фоне текущих или перенесенных тяжелейших заболеваний: инсульта, воспаления или опухоли головного мозга, сосудистой недостаточности, прогрессирующих генетических заболеваний (болезнь Альцгеймера), рассеянного склероза. Также вызвать дизартрию у взрослых могут: сильная интоксикация (передозировка, отравление угарным газом), травмы головы и прием сильнодействующих лекарственных средств.
Как и в случае с детской дизартрией, для восстановления речевой функции взрослому пациенту понадобится посещение логопеда и профессиональная коррекция по различным методикам.


Причины 

Причины развития дизартрии у взрослых уже были описаны выше. Попробуем разобраться с механизмом возникновения заболевания у детей. Среди основных причин развития дизартрии у детей отмечают:
1. Поражение ЦНС, при котором детские лицевые мускулы незначительно или существенно ограничены в движении, детский церебральный паралич (ДЦП).
2. Поражения головного мозга или его отдельных участков – наиболее часто встречаемая причина дизартрии у детей, которая объясняется:
  • внутриутробной инфекцией;
  • недоношенностью;
  • резус-конфликтом мамы и ребенка;
  • травмами, полученными по время родов;
  • патологиями в развитии плаценты;
  • асфиксией;
  • сильнейшим токсикозом, от которого страдала мама в момент вынашивания ребенка;
  • осложнениями после инцефалита и менингита.
Проявления дизартрии
У детей с этим расстройством речи проявляются нарушения ощущения или восприятия движений, или речевые кинестезии. Так, ребенок может не осознавать, в какую сторону двигает рукой. Кроме того, для таких ребят характерны нарушения интонации голоса. В большинстве случаев голос глухой, его высота может меняться, ребенок не способен самостоятельно регулировать его силу.
В ряде случаев наблюдается паралич мышц мягкого неба, что приводит к говорению «в нос». Свойственно и расстройство дыхания: в момент речи у слушающих возникает ощущение, что ребенку не хватает воздуха: вдохи имеют судорожный характер, малыш постоянно добирает воздух, речь неплавная.
Развитие ребенка при дизартрии
Дизартрия может наблюдаться у ребенка с нормальным интеллектом. Однако заболеванию свойственны специфические расстройства: дети плохо воспринимают и различают прикосновения к определенным точкам артикуляционного аппарата и лица. Может быть снижена острота слуха.


Виды 

В соответствии с общепринятой классификацией, установленной логопедами, выделяют 4 степени тяжести дизартрии по принципу понятности речи для окружающих:
1 степень (или стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения очевидны только логопеду при специальном обследовании;
2 степень дизартрии – нарушения в речи заметны всем окружающим, но в целом речь понятна;
3 степень дизартрии – понять речь пациента может только близкий человек и с трудностями посторонние люди;
4 степень дизартрии – речь отсутствует в принципе или непонятна никому (анартрия).
Клиническая классификация дизартрии
Классификация дизартрии строится на основании локализации поражения головного мозга. Так, выделяют следующие виды патологий:
1. Бульбарная форма дизартрии
Данная форма патологии развивается при опухолях или воспалении продолговатого мозга (от лат. bulbus – луковица – форма, свойственная продолговатому мозгу). Разрушению подвергаются черепно-мозговые двигательные нервы. В результате у ребенка наблюдается расстройство глотательной и жевательной функции. Артикуляция невнятная и упрощенная, звонкие звуки не воспроизводятся. Интонация голоса слабая, назальная, как будто у малыша постоянно заложен нос. Лицо амимично, не выражает никаких эмоций.
2. Псевдобульбарная форма дизартрии
Выступает наиболее часто встречаемой разновидностью заболевания. Причиной ее развития являются родовые травмы, интоксикация, энцефалит, а также перенесенные в раннем детстве органические поражения мозга. В результате поражаются проводящие пути от коры головного мозга к языкоглоточному, подъязычному и блуждающему нерву. Клиническая картина схожа с проявлениями патологии при бульбарной форме дизартрии: малыш плохо глотает, постоянно давится, изо рта может течь слюна, нарушена речевая и общая моторика. Однако этот тип речевого расстройства легче поддается коррекции и малыш при соответствующем лечении может полноценно овладеть звукопроизносительной стороной речи.
В свою очередь, псевдобульбарный тип дизартрии делится на три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
3. Корковая форма дизартрии
Эта разновидность наиболее сложная для распознавания. Ее часто путают с дислалией. При данной форме патологии ребенок испытывает трудности с произношением сложных по звукам и слогам слов. Дети могут произносить отдельные звуки, но при ускорении говорения они путаются. В речи образуются паузы, напоминающие по природе заикание. Коррекция помогает поставить дефектные звуки, но автоматизировать полноценную речь удается с трудом.
4. Подкорковая форма дизартрии
Для этой формы заболевания характерны гиперкинезы, или непроизвольные движения мимических и артикуляционных мышц. Гиперкинезы проявляются как в состоянии покоя, так и при попытках речи. В ряде случаев у больных даже могут вырываться гортанные крики. Ребенок может спокойно начать говорить, а в середине фразы запнуться, так как возникает артикуляционный спазм. Предложения произносятся либо очень быстро, либо монотонно и медленно с большими паузами. Иногда у детей с подкорковой дизартрией наблюдается снижение остроты слуха.
5. Мозжечковая форма дизартрии
Проявляется в виде нарушении координации речи, наблюдается тремор языка, отдельные выкрики. Речь толчкообразная, невнятная и замедленная. Осложняется произношение губных (б, п, м, в, ф) и переднеязычных (д, т, з, с) звуков. Кроме прочего, признаками мозжечковой дизартрии являются проблемы с координацией движения: шаткость походки, неловкость движений, нарушено чувство равновесия.
Дизартрия - 2
Логопед и ребенок

Диагностика

Обследование пациентов с дизартрией производится неврологом и логопедом. В число процедур, обязательных для постановки точного диагноза, входят:
электроэнцефалография;
электромиография;
электронейрография;
МРТ головного мозга.
В рамках обследования логопед изучает строение артикуляционного аппарата, состояние мимической и речевой мускулатуры, характер дыхания и артикуляционных движений.
Особое внимание специалист уделяет звукопроизношению, темпу, ритму, а также уровню развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики ребенку дают задания на списывание текста, чтение отрывков, осмысление прочитанного для оценки навыков письменной речи.
На основе полученных во время посещения результатов врач выявляет степень дизартрии и определяет точный вид расстройства по классификации.
Коррекция
Лечение дизартрии требует комплексного подхода, включающего прием медикаментов, сеансы с логопедом и ЛФК.
Медикаментозное лечение
В курс медикаментозного лечения при дизартрии врач включает ноотропы. Это препараты специфического значения. Они оказывают следующее действие:
стимулируют умственную деятельность;
улучшают память;
облегчают процесс обучения;
активируют интеллектуальную деятельность.
К ним относятся «Энцефабол», «Семакс», «Пантогам», «Фенибут», «Церебролизин», «Кортексин».
Логопедия
Во время занятий с детьми с дизартрией логопед старается комплексно подходить к решению проблемы. С этой целью он ведет работу по расширению словаря малыша, восстановлению фонетического слуха, построению грамматического строя. В детских садах с этой целью создаются коррекционные речевые школы. Специалисты применяют неагрессивные игровые методы, компьютерные тренажеры.
Занятия специальной артикуляционной гимнастикой подразумевают укрепление лицевых мышц. Также врач проводит логопедический и точечный массаж, выполняет упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.


Профилактика

При условии своевременной диагностики заболевания и систематической логопедической работе по устранению признаков дизартрии прогноз на излечение весьма положительный. Большое значение в эффективности коррекции играет лечение основного заболевания, которое привело к речевому расстройству, а также старания пациента и поддержка близких.
На полное восстановление речи у дизартрика можно рассчитывать только при наличии стертой формы патологии. Такие дети способны обучаться в общеобразовательной школе, получая необходимую помощь у логопеда в поликлинике или в школе.
Тяжелые формы расстройства не поддаются полному излечению. Пациенту можно рассчитывать лишь на улучшение речевых навыков. Для социализации детей с дизартрией следует помещать их в специальные учреждения, где они смогут общаться со сверстниками со схожими тяжелыми нарушениями речи, а также получать необходимую медицинскую помощь.
Профилактика дизартрии у детей заключается в предупреждении получения травм головного мозга, развития нейроинфекции и токсических воздействий.


Литература и источники

  • Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. 
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Главный редактор Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1982. 

  • Видео по теме: