Гиперактивность - признаки, причины, симптомы, лечение и профилактика - iDoctor.kz

Гиперактивность

1259
Гиперактивность: виды, причины, симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Гиперактивность (гиперкинетическое расстройство поведения) – заболевание, при котором отмечаются чрезмерная двигательная активность и суетливость, проявляющиеся в разных ситуациях в жизни (в семейном кругу, в детских учебных учреждениях и т. п.)


Виды

В медицине существуют классификации данного заболевания.
Среди основных видов патологии:
  • комбинированный тип – невнимательность и гиперактивность-импульсивность;
  • доминирующий невнимательный;
  • доминирующий гиперактивно-импульсивный.
Также различают:
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания (бывает чаще всего).
  • без дефицита внимания (встречается более редко).
Кроме того, выделяют простую и усложненную форму гиперактивности.


Причины

Причины могут быть биологическими, генетическими, психосоциальными. В основе первой группы заложено предположение, что к гиперактивности способна привести неправильная работа нейронов. Эти нарушения связаны с его органическим поражением в период внутриутробного развития, при родах, в первые месяцы жизни. Во время перинатального развития процесс формирования головного мозга плода может замедлиться из-за сильно выраженных токсикозов (особенно на поздних сроках беременности), инфекционных и хронических воспалительных заболеваний беременной женщины, ушибов живота, курения и употребления спиртных напитков, угрозы выкидыша и стрессов. Генетическая группа факторов предполагает унаследование синдрома от старших поколений.

В основе третьей группы находятся факторы, которые связаны с неправильным психо-эмоциональным состоянием и некоторыми особенностями в социальной сфере.

Гиперактивность - 1
Симптомы гиперактивности у ребенка

Симптомы

Несмотря на то, что активный малыш находится в постоянном движении, ему присущи некоторые нарушения координации: неуклюжесть, неловкость в движениях, частые падения, очень часто роняет и ломает игрушки и предметы. Такие дети характеризуются рассеянностью, негативизмом, неусидчивостью, невнимательностью, частыми сменами настроения, упрямством, вспыльчивостью и агрессивностью.

Диагностика

Первым этапом исследования является сбор субъективной информации, врач дает оценку поведению, выявляет наличие сложностей с учебой.

Используются следующие методы диагностики:

  • подробно опрашивают родителей о том, каким есть поведение на данный момент, и о том, какими были особенности течения беременности и родов;
  • выясняют наследственную предрасположенность к гиперактивности и присутствие подобного диагноза у кого-то из родственников, особенно близких;
  • используют различные методики психологического характера, которые позволяют определить распределение, устойчивость ребенка, продуктивность и переключение внимания, объем кратковременной зрительной и слуховой памяти, определяют образно-логическое и наглядно-действенное мышление;
  • осуществляют наблюдение за малышом.

На втором этапе (объективном) проводятся специальные психологические тесты, направленные на то, чтобы выявить параметры внимательности. Третий этап заключается в диагностическом аппаратном исследовании, которое проводится путем электроэнцефалографии и использования результатов магнитно-резонансной томографии. Целями данных исследований являются фиксация электрических потенциалов человеческого мозга, выявление наличия разных трансформаций (ЭЭГ) и объективная оценка состояния головного мозга (ЭЭГ и МРТ).


Лечение

Терапия базируется на комплексном подходе, а успех зависит от усилий разных специалистов, в списке которых обязательно должны присутствовать психолог и невропатолог. При этом используются психокорекция и медикаменты. Важны определенные усилия родителей, которым рекомендуется хвалить ребенка. Наказывать малыша нельзя, необходимо делать анализ каждого его неправильного поступка и предельно мягко критиковать. Среди традиционных способов лечения выделяют использование ноотропных средств (пантогам и кортексин). Кроме того, применяется транскранильная микрополяризация, а также детская мануальная терапия.


Профилактика

Предупредить развитие синдрома у детей можно здоровым образом жизни будущей матери (отказом от употребления наркотических средств, алкоголя, курения в период подготовки к зачатию и во время беременности), своевременным выявлении патологии неврологического характера у ребенка и ее терапией, а также выявлением и лечением заболеваний инфекционного характера.


Литература и источники

  • Жмуров В. А. Гиперактивность // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
  • Шабалов Н. П. F90. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Справочник педиатра. — 3 изд. — Питер, 2013. 
  • Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  • Видео по теме: