Overachiever syndrome/синдром отличника
вопрос психологу

Overachiever syndrome/синдром отличника

Недавно я защитила финальную презентацию по своему курсу, все было идеально кроме пары замечаний. Преподаватель похвалил подачу информации и содержание, но после того как услышала о том, что я могла еще добавить туда, я не могу перестать думать об упушенной возможности, я еще и стипендию получаю, поэтому это вдвойне волнует. Вся похвала насчет работы будто улетучилась и в голове засели мысли об ошибках которые я могла не избежать. Для проработки понадобится терапия, я это понимаю, но есть ли какие-то техники или советы о том как перестать обдумывать свои ошибки и расстраиваться из-за них?
Проверяйте свои убеждения на достоверность, думайте о разных возможных причин либо сценарий(положительных). Научиться отслеживать мысли и чувства тоже может быть не простой задачей, в таком случай все же нужно пройти хотя бы пять сеансов терапии. Успехов!
Вы описали очень знакомую и, на самом деле, очень человеческую реакцию — особенно для людей, у которых высокие требования к себе, высокая чувствительность к ошибкам и, возможно, перфекционизм, подкреплённый внешней ответственностью (в вашем случае — стипендия). И вы даже назвали данный синдром. Ваш ум сейчас фокусируется не на 90% успеха, а на 10% «упущенного». Я называю это "типичная когнитивная ловушка", называемая "дисбалансом внимания к негативу" — мозг склонен удерживать и усиливать негативные события, даже если они несущественны в контексте общего успеха. Хорошая новость: с этим можно работать и без глубокого погружения в терапию, по крайней мере на начальном этапе. Вот несколько техник и подходов, которые могут помочь: 1. Техника "Да, и..." вместо "Но" Попробуйте сознательно заменять фразу "всё было хорошо, но..."на "всё было хорошо, и...". Например: "Презентация прошла отлично, и я узнала, что можно было бы добавить ещё один интересный момент." Это помогает интегрировать улучшения в опыт, а не обесценивать всё достигнутое. 2. Техника 3:1. Внимание к негативу нужно "уравновешивать". Введите практику: "на каждую мысль о недостатке или ошибке находите 3 факта об успехе". Пример: - Меня похвалили за структуру. - Мне сказали, что подача информации была сильной. - Я прошла защиту на хорошем уровне, несмотря на волнение. 3. Эту технику я бы назвала "Смена роли: посмотреть на ситуацию глазами другого". Если бы вам близкий человек рассказал ту же историю про себя, как бы вы отреагировали? Скорее всего, вы бы сказали: «Ты молодец! Это был сильный результат. Пара замечаний — это нормально». Попробуйте говорить это себе — внутренним голосом поддержки, а не критики. 4. "Письмо от будущей себя" Представьте, что вы — это вы же через 5 лет. Вы уже более уверенная, зрелая, самореализованная. Напишите себе письмо из будущего, в котором вы: - Благодарите себя за усилия сейчас - Ободряете себя и показываете, что эта ситуация — шаг на пути, а не приговор Это может звучать просто, но письма из будущего "всегда" удивительно сильно влияют на внутреннее состояние. 5. "Признание перфекционизма — и работа с ним". Ваша реакция указывает на то, что вы ставите себе высокую планку, и это делает успех хрупким. Здесь помогает практика "нормализации ошибок как роста". Попробуйте внутренне разрешить себе: "Я имею право на неидеальность, даже когда результат очень важен." Повторяйте эту мысль — мозг её не сразу принимает, но при регулярности она становится новой внутренней опорой. Успехов и удачи!