вопрос психологу
Overachiever syndrome/синдром отличника
Недавно я защитила финальную презентацию по своему курсу, все было идеально кроме пары замечаний. Преподаватель похвалил подачу информации и содержание, но после того как услышала о том, что я могла еще добавить туда, я не могу перестать думать об упушенной возможности, я еще и стипендию получаю, поэтому это вдвойне волнует. Вся похвала насчет работы будто улетучилась и в голове засели мысли об ошибках которые я могла не избежать. Для проработки понадобится терапия, я это понимаю, но есть ли какие-то техники или советы о том как перестать обдумывать свои ошибки и расстраиваться из-за них?
Проверяйте свои убеждения на достоверность, думайте о разных возможных причин либо сценарий(положительных). Научиться отслеживать мысли и чувства тоже может быть не простой задачей, в таком случай все же нужно пройти хотя бы пять сеансов терапии. Успехов!
Вы описали очень знакомую и, на самом деле, очень человеческую реакцию — особенно для людей, у которых высокие требования к себе, высокая чувствительность к ошибкам и, возможно, перфекционизм, подкреплённый внешней ответственностью (в вашем случае — стипендия).
И вы даже назвали данный синдром.
Ваш ум сейчас фокусируется не на 90% успеха, а на 10% «упущенного». Я называю это "типичная когнитивная ловушка", называемая "дисбалансом внимания к негативу" — мозг склонен удерживать и усиливать негативные события, даже если они несущественны в контексте общего успеха.
Хорошая новость: с этим можно работать и без глубокого погружения в терапию, по крайней мере на начальном этапе. Вот несколько техник и подходов, которые могут помочь:
1. Техника "Да, и..." вместо "Но"
Попробуйте сознательно заменять фразу "всё было хорошо, но..."на "всё было хорошо, и...".
Например:
"Презентация прошла отлично, и я узнала, что можно было бы добавить ещё один интересный момент."
Это помогает интегрировать улучшения в опыт, а не обесценивать всё достигнутое.
2. Техника 3:1.
Внимание к негативу нужно "уравновешивать".
Введите практику: "на каждую мысль о недостатке или ошибке находите 3 факта об успехе".
Пример:
- Меня похвалили за структуру.
- Мне сказали, что подача информации была сильной.
- Я прошла защиту на хорошем уровне, несмотря на волнение.
3. Эту технику я бы назвала "Смена роли: посмотреть на ситуацию глазами другого".
Если бы вам близкий человек рассказал ту же историю про себя, как бы вы отреагировали?
Скорее всего, вы бы сказали: «Ты молодец! Это был сильный результат. Пара замечаний — это нормально». Попробуйте говорить это себе — внутренним голосом поддержки, а не критики.
4. "Письмо от будущей себя"
Представьте, что вы — это вы же через 5 лет. Вы уже более уверенная, зрелая, самореализованная. Напишите себе письмо из будущего, в котором вы:
- Благодарите себя за усилия сейчас
- Ободряете себя и показываете, что эта ситуация — шаг на пути, а не приговор
Это может звучать просто, но письма из будущего "всегда" удивительно сильно влияют на внутреннее состояние.
5. "Признание перфекционизма — и работа с ним".
Ваша реакция указывает на то, что вы ставите себе высокую планку, и это делает успех хрупким. Здесь помогает практика "нормализации ошибок как роста".
Попробуйте внутренне разрешить себе:
"Я имею право на неидеальность, даже когда результат очень важен."
Повторяйте эту мысль — мозг её не сразу принимает, но при регулярности она становится новой внутренней опорой.
Успехов и удачи!