Дизартрия

3726
Дизартрия: симптомы, причины, виды, диагностика и лечение

Дизартрия - это недуг, при котором наблюдается расстройство произношения звуков из-за нарушения поступления нервных импульсов. Чтобы поставить такой диагноз врач обязан провести следующие исследования: неврологическая диагностика, электроэнцефалография, электромиография, электронистагмография, магнитно-резонансная томография головного мозга, обследование устной речи у логопеда, обследование письменной речи у логопеда.


Расстройство произношения звуков

Врачи, которые могут помочь

Рейтинг 8.6
350 отзывов
Ильиных Андрей Александрович
Пн - Пт 08:00 - 18:00
Сб 08:00 - 13:00 (Врач сейчас не работает)
Стоимость приема:
Первичный прием
от 10 000 тг
Онлайн-консультация (Рус)
от 15 000 тг
Выезд на дом
от 10 000 тг
Показать номер
Подробнее о враче

Симптомы

  • быстрый поток слов;
  • монотонностью;
  • нарушение при произношении звуков;
  • нозализация;
  • писклявость;
  • прерывистая речь;
  • проглатывание звуков;
  • сбитый ритм;
  • слабый артикуляционный аппарат.

Дизартрия у детей представляет собой звукопроизносительное расстройство речи, которое обусловлено нарушением поступления нервного импульса, посылаемого головным мозгом к языку, губам и щекам – так называемая иннервация речевого аппарата. Заболевание выражается в изменении интонации, ритма и темпа речи, а также неправильной артикуляции и неспособности к голосообразованию.

Распространенность дизартрии у детей составляет порядка 4–7%. Но в последнее время наблюдается тенденция учащения случаев этой речевой патологии. При игнорировании лечения дизартрии дети так и не обретут способность говорить и ясно излагать мысли, что вынуждает их обучаться в специальных учреждениях и жить неполноценной жизнью.
Дизартрия у взрослых чаще всего возникает как осложнение на фоне текущих или перенесенных тяжелейших заболеваний: инсульта, воспаления или опухоли головного мозга, сосудистой недостаточности, прогрессирующих генетических заболеваний (болезнь Альцгеймера), рассеянного склероза. Также вызвать дизартрию у взрослых могут: сильная интоксикация (передозировка, отравление угарным газом), травмы головы и прием сильнодействующих лекарственных средств.
Как и в случае с детской дизартрией, для восстановления речевой функции взрослому пациенту понадобится посещение логопеда и профессиональная коррекция по различным методикам.


Причины 

Причины развития дизартрии у взрослых уже были описаны выше. Попробуем разобраться с механизмом возникновения заболевания у детей. Среди основных причин развития дизартрии у детей отмечают:
1. Поражение ЦНС, при котором детские лицевые мускулы незначительно или существенно ограничены в движении, детский церебральный паралич (ДЦП).
2. Поражения головного мозга или его отдельных участков – наиболее часто встречаемая причина дизартрии у детей, которая объясняется:
  • внутриутробной инфекцией;
  • недоношенностью;
  • резус-конфликтом мамы и ребенка;
  • травмами, полученными по время родов;
  • патологиями в развитии плаценты;
  • асфиксией;
  • сильнейшим токсикозом, от которого страдала мама в момент вынашивания ребенка;
  • осложнениями после инцефалита и менингита.
Проявления дизартрии
У детей с этим расстройством речи проявляются нарушения ощущения или восприятия движений, или речевые кинестезии. Так, ребенок может не осознавать, в какую сторону двигает рукой. Кроме того, для таких ребят характерны нарушения интонации голоса. В большинстве случаев голос глухой, его высота может меняться, ребенок не способен самостоятельно регулировать его силу.
В ряде случаев наблюдается паралич мышц мягкого неба, что приводит к говорению «в нос». Свойственно и расстройство дыхания: в момент речи у слушающих возникает ощущение, что ребенку не хватает воздуха: вдохи имеют судорожный характер, малыш постоянно добирает воздух, речь неплавная.
Развитие ребенка при дизартрии
Дизартрия может наблюдаться у ребенка с нормальным интеллектом. Однако заболеванию свойственны специфические расстройства: дети плохо воспринимают и различают прикосновения к определенным точкам артикуляционного аппарата и лица. Может быть снижена острота слуха.


Виды 

В соответствии с общепринятой классификацией, установленной логопедами, выделяют 4 степени тяжести дизартрии по принципу понятности речи для окружающих:
1 степень (или стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения очевидны только логопеду при специальном обследовании;
2 степень дизартрии – нарушения в речи заметны всем окружающим, но в целом речь понятна;
3 степень дизартрии – понять речь пациента может только близкий человек и с трудностями посторонние люди;
4 степень дизартрии – речь отсутствует в принципе или непонятна никому (анартрия).
Клиническая классификация дизартрии
Классификация дизартрии строится на основании локализации поражения головного мозга. Так, выделяют следующие виды патологий:
1. Бульбарная форма дизартрии
Данная форма патологии развивается при опухолях или воспалении продолговатого мозга (от лат. bulbus – луковица – форма, свойственная продолговатому мозгу). Разрушению подвергаются черепно-мозговые двигательные нервы. В результате у ребенка наблюдается расстройство глотательной и жевательной функции. Артикуляция невнятная и упрощенная, звонкие звуки не воспроизводятся. Интонация голоса слабая, назальная, как будто у малыша постоянно заложен нос. Лицо амимично, не выражает никаких эмоций.
2. Псевдобульбарная форма дизартрии
Выступает наиболее часто встречаемой разновидностью заболевания. Причиной ее развития являются родовые травмы, интоксикация, энцефалит, а также перенесенные в раннем детстве органические поражения мозга. В результате поражаются проводящие пути от коры головного мозга к языкоглоточному, подъязычному и блуждающему нерву. Клиническая картина схожа с проявлениями патологии при бульбарной форме дизартрии: малыш плохо глотает, постоянно давится, изо рта может течь слюна, нарушена речевая и общая моторика. Однако этот тип речевого расстройства легче поддается коррекции и малыш при соответствующем лечении может полноценно овладеть звукопроизносительной стороной речи.
В свою очередь, псевдобульбарный тип дизартрии делится на три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
3. Корковая форма дизартрии
Эта разновидность наиболее сложная для распознавания. Ее часто путают с дислалией. При данной форме патологии ребенок испытывает трудности с произношением сложных по звукам и слогам слов. Дети могут произносить отдельные звуки, но при ускорении говорения они путаются. В речи образуются паузы, напоминающие по природе заикание. Коррекция помогает поставить дефектные звуки, но автоматизировать полноценную речь удается с трудом.
4. Подкорковая форма дизартрии
Для этой формы заболевания характерны гиперкинезы, или непроизвольные движения мимических и артикуляционных мышц. Гиперкинезы проявляются как в состоянии покоя, так и при попытках речи. В ряде случаев у больных даже могут вырываться гортанные крики. Ребенок может спокойно начать говорить, а в середине фразы запнуться, так как возникает артикуляционный спазм. Предложения произносятся либо очень быстро, либо монотонно и медленно с большими паузами. Иногда у детей с подкорковой дизартрией наблюдается снижение остроты слуха.
5. Мозжечковая форма дизартрии
Проявляется в виде нарушении координации речи, наблюдается тремор языка, отдельные выкрики. Речь толчкообразная, невнятная и замедленная. Осложняется произношение губных (б, п, м, в, ф) и переднеязычных (д, т, з, с) звуков. Кроме прочего, признаками мозжечковой дизартрии являются проблемы с координацией движения: шаткость походки, неловкость движений, нарушено чувство равновесия.
Логопед и ребенок

Диагностика

Обследование пациентов с дизартрией производится неврологом и логопедом. В число процедур, обязательных для постановки точного диагноза, входят:
электроэнцефалография;
электромиография;
электронейрография;
МРТ головного мозга.
В рамках обследования логопед изучает строение артикуляционного аппарата, состояние мимической и речевой мускулатуры, характер дыхания и артикуляционных движений.
Особое внимание специалист уделяет звукопроизношению, темпу, ритму, а также уровню развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики ребенку дают задания на списывание текста, чтение отрывков, осмысление прочитанного для оценки навыков письменной речи.
На основе полученных во время посещения результатов врач выявляет степень дизартрии и определяет точный вид расстройства по классификации.
Коррекция
Лечение дизартрии требует комплексного подхода, включающего прием медикаментов, сеансы с логопедом и ЛФК.
Медикаментозное лечение
В курс медикаментозного лечения при дизартрии врач включает ноотропы. Это препараты специфического значения. Они оказывают следующее действие:
стимулируют умственную деятельность;
улучшают память;
облегчают процесс обучения;
активируют интеллектуальную деятельность.
К ним относятся «Энцефабол», «Семакс», «Пантогам», «Фенибут», «Церебролизин», «Кортексин».
Логопедия
Во время занятий с детьми с дизартрией логопед старается комплексно подходить к решению проблемы. С этой целью он ведет работу по расширению словаря малыша, восстановлению фонетического слуха, построению грамматического строя. В детских садах с этой целью создаются коррекционные речевые школы. Специалисты применяют неагрессивные игровые методы, компьютерные тренажеры.
Занятия специальной артикуляционной гимнастикой подразумевают укрепление лицевых мышц. Также врач проводит логопедический и точечный массаж, выполняет упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.


Профилактика

При условии своевременной диагностики заболевания и систематической логопедической работе по устранению признаков дизартрии прогноз на излечение весьма положительный. Большое значение в эффективности коррекции играет лечение основного заболевания, которое привело к речевому расстройству, а также старания пациента и поддержка близких.
На полное восстановление речи у дизартрика можно рассчитывать только при наличии стертой формы патологии. Такие дети способны обучаться в общеобразовательной школе, получая необходимую помощь у логопеда в поликлинике или в школе.
Тяжелые формы расстройства не поддаются полному излечению. Пациенту можно рассчитывать лишь на улучшение речевых навыков. Для социализации детей с дизартрией следует помещать их в специальные учреждения, где они смогут общаться со сверстниками со схожими тяжелыми нарушениями речи, а также получать необходимую медицинскую помощь.
Профилактика дизартрии у детей заключается в предупреждении получения травм головного мозга, развития нейроинфекции и токсических воздействий.


Литература и источники

  • Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. 
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Главный редактор Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1982. 

  • Видео по теме: