Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн) - признаки, причины, симптомы, лечение и профилактика - iDoctor.kz

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн)

1863

    Фонетико-фонематическое недоразвитие: симптомы, виды, причины, диагностика, лечение и профилактика


      Фонетико - фонематическое недоразвитие - это недуг, при котором у ребенка наблюдается нарушение речи и произношения звуков ввиду наличия врожденного дефекта. Чтобы поставить такой диагноз врач обязан провести следующие исследования: манера звукопроизношения, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, навык словообразования.


      Симптомы 

      • высокое нёбо;
      • задержка в развитии нервной системы;
      • затруднения в понимании абстрактных понятий;
      • затруднения при произношении некоторых звуков;
      • неправильный прикус;
      • неустойчивое внимание;
      • нечеткая артикуляция;
      • плохая память;
      • расщелина на губах.
      Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн) - 1
      Работа с логопедом

      Виды

      Существуют следующие уровни данного расстройства:

      • Первичный – характерно первичное нарушение в фонематическом восприятии. Снижен уровень освоения звукового анализа, а также уровень его действий.
      • Вторичный – характерно появление вторичного нарушения в фонематическом восприятии. Встречаются речевых дефекты (кинестезии), возникающие вследствие анатомических аномалий развития речевых органов.

      Также данное заболевание бывает:

      • врожденным – возникает вследствие нарушения внутриутробного развитие плода;
      • приобретенные – формируются на протяжении жизни.


      Причины

      Специалисты выделяют большое количество факторов и причин, которые могут спровоцировать развития данного речевого нарушения.

      Возникновения врожденного нарушения речевого аппарата вызывают следующие причины:

      • аномалии развития плода;
      • тяжелый токсикоз матери при беременности;
      • эндокринные и вирусные болезни матери в течении вынашивания ребенка;
      • различные травмы;
      • интоксикация;
      • несовместимость крови ребенка и матери по резус-фактору;
      • асфиксия плода и, как следствие, внутричерепные кровоизлияния;
      • родовая травма.

      Наиболее сильные дефекты в речевом аппарате возникают при влиянии данных причин в критический период беременности (от одного до четырех месяцев).

      Причины развития приобретенных расстройств:

      • различные болезни ребенка в течении первого года жизни (особенно вирусные);
      • наследственность;
      • травмы головного мозга;
      • неблагоприятное влияние внешней среды;
      • эмоциональные стрессы в период, когда происходит созревание речевой системы детей;
      • длительные или острые психотравмирующие ситуации.
      Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн) - 2
      Лечение фонетико-фонематического недоразвития

      Диагностика

      Большое значение имеет ранняя диагностика, поскольку педагогическая и медицинская коррекция будут иметь более положительный эффект. За консультацией можно обратиться к педиатру или психологу. При значительных нарушениях речи нужно записаться на прием к логопеду. Также нужно пройти отоларинголога.

      Диагностика фонетико-фонематического недоразвития заключается в следующем:

      • составлении анамнеза;
      • исследуется подвижность и состояние артикуляционного аппарата;
      • дается оценка состояние дыхательной и голосовой функции.

      Лечение


      Профилактика

      Профилактические меры этого нарушении заключается в соблюдении следующих рекомендаций:

      • профилактический осмотр у специалистов;
      • занятия с ребенком с целью формирования у него правильного произношения;
      • гармоничное развитии детей.


      Литература и источники

    • Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. —— М.: Просвещение, 1984.
    • Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967
    • Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. 

    • Видео по теме: