Фонетико - фонематическое недоразвитие - это недуг, при котором у ребенка наблюдается нарушение речи и произношения звуков ввиду наличия врожденного дефекта. Чтобы поставить такой диагноз врач обязан провести следующие исследования: манера звукопроизношения, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, навык словообразования.
Симптомы
- высокое нёбо;
- задержка в развитии нервной системы;
- затруднения в понимании абстрактных понятий;
- затруднения при произношении некоторых звуков;
- неправильный прикус;
- неустойчивое внимание;
- нечеткая артикуляция;
- плохая память;
- расщелина на губах.
Виды
Существуют следующие уровни данного расстройства:
- Первичный – характерно первичное нарушение в фонематическом восприятии. Снижен уровень освоения звукового анализа, а также уровень его действий.
- Вторичный – характерно появление вторичного нарушения в фонематическом восприятии. Встречаются речевых дефекты (кинестезии), возникающие вследствие анатомических аномалий развития речевых органов.
Также данное заболевание бывает:
- врожденным – возникает вследствие нарушения внутриутробного развитие плода;
- приобретенные – формируются на протяжении жизни.
Причины
Специалисты выделяют большое количество факторов и причин, которые могут спровоцировать развития данного речевого нарушения.
Возникновения врожденного нарушения речевого аппарата вызывают следующие причины:
- аномалии развития плода;
- тяжелый токсикоз матери при беременности;
- эндокринные и вирусные болезни матери в течении вынашивания ребенка;
- различные травмы;
- интоксикация;
- несовместимость крови ребенка и матери по резус-фактору;
- асфиксия плода и, как следствие, внутричерепные кровоизлияния;
- родовая травма.
Наиболее сильные дефекты в речевом аппарате возникают при влиянии данных причин в критический период беременности (от одного до четырех месяцев).
Причины развития приобретенных расстройств:
- различные болезни ребенка в течении первого года жизни (особенно вирусные);
- наследственность;
- травмы головного мозга;
- неблагоприятное влияние внешней среды;
- эмоциональные стрессы в период, когда происходит созревание речевой системы детей;
- длительные или острые психотравмирующие ситуации.
Диагностика
Большое значение имеет ранняя диагностика, поскольку педагогическая и медицинская коррекция будут иметь более положительный эффект. За консультацией можно обратиться к педиатру или психологу. При значительных нарушениях речи нужно записаться на прием к логопеду. Также нужно пройти отоларинголога.
Диагностика фонетико-фонематического недоразвития заключается в следующем:
- составлении анамнеза;
- исследуется подвижность и состояние артикуляционного аппарата;
- дается оценка состояние дыхательной и голосовой функции.
Лечение
- Коррекция данного нарушения заключается в занятия с логопедом и психологом.
Профилактика
Профилактические меры этого нарушении заключается в соблюдении следующих рекомендаций:
- профилактический осмотр у специалистов;
- занятия с ребенком с целью формирования у него правильного произношения;
- гармоничное развитии детей.
Литература и источники
Видео по теме: