Стертая дизартрия

11406

Стертая дизартрия: причины возникновения, симптомы, диагностика и лечение

Стертая дизартрия - это заболевание, связанное с нарушением речи у малыша. По большей части это расстройство, связанное с нарушенным произношением звуков, что напрямую связано с речевым аппаратом. Чаще всего это проявляется в том, что со временем ребенок все чаще коверкает слова и не может произносить внятно те или иные звуки.

Стертая дизартрия - это заболевание, связанное с нарушением речи у малыша. По большей части это расстройство, связанное с нарушенным произношением звуков, что напрямую связано с речевым аппаратом. Чаще всего это проявляется в том, что со временем ребенок все чаще коверкает слова и не может произносить внятно те или иные звуки.

Суть патологии


Это расстройство достаточно распространено в логопедической области. На самом деле стертая дизартрия - это более тяжелая форма органичного поражения центральной нервной системы.

Заболевание охватывает детей в возрасте от 3 до 5 лет. Проявляемые симптомы, напоминают симптомы при нарушенной нервной системе. Один из явных признаков наличия данного синдрома у ребенка - это смешивание звуков, их замена или вообще их полное отсутствие в тех или иных словах.

Среди прочих проявлений патологии называют:

– нарушение артикуляции звуков в целом, а не каких-либо отдельных;

– трудности с голосообразованием;

– изменения ритма речи, темпа и интонации;

– сложности при глотании и жевании пищи;

– нарушения артикуляционной и общей мелкой моторики;

– невозможность обучения чтению и письму;

– сложности с удержанием равновесия, стоянием на одной ноге;

– говорение с назальным призвуком, будто бы у ребенка сильнейших насморк;

– частое дыхание, паузы посреди фразы;

– «проглатывание» конца предложений.

Детки с дизартрией заменяют слова в речи на более удобные, иногда искажения не позволяют понять малыша вовсе. При просьбе написать диктант, состоящий из слов «стол, белка, книга, шапка, молоко», вы увидите на листе «стал, блека, кинга, капша, мака». Также дизартрики неправильно используют предлоги и нарушают синтаксические связи слов в предложении.


Причины стертой формы дизартрии

Патология может развиться на фоне: 

1. Неблагополучного течения беременности:

– сильнейшего токсикоза во время вынашивания плода;

– резус-конфликта между матерью и ребенком;

– гестационного диабета; 

– дефицита кислорода и питательных веществ вследствие нарушения развития плаценты.

2. Внутриутробных инфекций:

– поражения ЦНС плода и нарушения в развития речевой моторики могут наблюдаться в третьем триместре вследствие инфицирования ребенка герпес-инфекцией, цитомегалией, гепатитом, токсоплазмозом и др.

3. Патологического течения родов.

Риск поражения ЦНС ребенка может возникнуть при:

– чрезмерно долгих или наоборот слишком стремительных родах;

– длительном пребывании плода без вод при их раннем излитии;

– асфиксии новорожденного при обвитии;

– акушерских операциях с применением щипцов;

– вакуум-экстракции.

В первый год жизни поражения ЦНС могут быть спровоцированы осложнениями после вакцинации. Также нарушения развиваются как результат тяжелого течения инфекционных заболеваний при отказе делать вакцины по возрасту (грипп, столбняк, гепатит, менингит, краснуха, энцефалит, менингококковая инфекция и др.).


Классификация

Выделяют несколько видов стертой дизартрии у детей в зависимости от характера нарушения речи. В одном случае могут превалировать фонетические дефекты, в иных типах – просодические. Встречаются патологии и с одинаковыми по степени проявления фонетическими и просодическими дефектами. 

Итак, классифицируют стертую дизартрию у детей следующих типов: 

1. Корковая – возникает по причине незначительных поражений коркового речедвигательного центра. При этой патологии нарушается только фонетическая (произносительная) речевая сторона. Просодические и фонематические компоненты сохраняются.

2. Экстрапирамидарная (или подкорковая) – наблюдается при повреждении подкорковых узлов. В этом случае речь пациента смазанная, невнятная, интонация приобретает характерный назальный оттенок. 

3. Псевдобульбарная – развивается при поражении проводящих нервных волокон. Главным симптомом этой формы патологии служит монотонная речь, без интонационных скачков, с прерывистыми паузами, напоминающими заикание. Нарушения фонетико-фонематических компонентов равноценны.

4. Мозжечковая – отмечается при поражениях мозжечка. Речь дизартрика с этой формой чрезмерно замедленная, тягучая, с резко меняющейся громкостью.

5. Смешанная форма – включает в себя признаки псевдобульбарного типа. Отмечаются дефекты в звукоразличительной и произносительной стороне речи.


Симптоматика

Симптоматика стертой формы дизартрии очевидна. Внимательно следящие за развитием ребенка родители могут заметить первые признаки заболевания на раннем этапе. Дизартрикам раннего и школьного возраста свойственно нечетко говорить и испытывать трудности при контролировании силы голоса. Кроме прочего, такие дети обычно избирательны в еде: они не любят морковь, яблоки, мясо, так как им чрезвычайно сложно жевать из-за дистрофии артикуляционных мышц. 

Привить таким детям культурно-гигиенические навыки достаточно трудно из-за невозможности воспроизведения точных движений. Малыш не способен самостоятельно прополоскать рот, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, засучить рукава. Дети испытывают затруднения и при рисовании: нарушения мелкой моторики не позволяют им правильно взять карандаш, вырезать ножницами, регулировать силу натиска при раскрашивании кисточкой. 

Ребята неспособны заниматься танцами и выполнять некоторые физические упражнения. Слабость слуха не позволяет им соотносить движения с ритмом, быстрая смена движений также им не удается. Дети-дизартрики неуклюжие, им трудно удерживать равновесие, они не умеют прыгать или стоять на одной ноге.

Помимо прочего, у детей со стертой дизартрией наблюдается амимичность лица. Они плохо выражают эмоции, их губы либо очень плотно сжаты, либо же наоборот не смыкаются. Изо рта может течь слюна. Для них характерны трудности с подъемом бровей, зажмуриванием глаз, растягиванием губ или надуванием щек.

Дети со стертой дизартрией имеют также и вегетативные нарушения – синюшность и потливость конечностей, стойкий дермографизм. Ребенок суетлив и легко возбуждается, или же безынициативен и заторможен. Ему свойственная пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, плохая переключаемость и малый объем памяти.

Стертая дизартрия - это заболевание, связанное с нарушением речи у малыша. По большей части это расстройство, связанное с нарушенным произношением звуков, что напрямую связано с речевым аппаратом. Чаще всего это проявляется в том, что со временем ребенок все чаще коверкает слова и не может произносить внятно те или иные звуки.

Диагностика

Чтобы с точностью поставить ребенку диагноз «стертая дизартрия», необходимо провести тщательное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование. Логопед должен внимательно изучить медицинскую карту ребенка, ознакомиться с анамнезом, заключением невролога. Также во время консультации проводится осмотр и инструментальная диагностика речевого аппарата. Для успешной коррекции звукопроизносительного расстройства необходимо тесное сотрудничество детского невролога и логопеда.

Основные диагностические этапы:

1. Логопедическое обследование.

Логопед знакомится с историей болезни пациента. Изучает состояние мелкой и общей моторики, артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры, речевого дыхания. После чего оценивает способности произношения звуков, фонематический слух, лексику и словарный запас малыша. При выявлении дизартрического расстройства логопед направляет ребенка к неврологу.

2. Неврологическое обследование.

С целью выявления патологии невролог назначает прохождение:

– элeктpoэнцeфaлoгpaфии;

– электромиографии;

– электронейрографии;

– МРТ и КТ головного мозга.

После получения результатов исследования на руки необходимо явиться на повторный прием к логопеду. Доктор сопоставляет медицинские и психолого-педагогические данные и дает заключение о характере речевых нарушений у ребенка.

Коррекция

Коррекционные мероприятия по устранению расстройства звукопроизносительной стороны речи составляются на основании выявленной степени и формы стертой дизартрии. Традиционно лечение включает в себя прием медицинских препаратов, логопедическое воздействие и ЛФК. Комплексный подход позволяет увеличить эффективность лечения и достичь стойкого положительного результата при устранении речевых дефектов.

1. Медикаментозное лечение

Невролог назначает витамины группы В и так называемые ноотропы – препараты специфического значения, которые:

– улучшают память;

– активируют интеллектуальную деятельность;

– облегчают процесс обучения;

– развивают умственные способности.

К ним относятся «Семакс», «Энцефабол», «Фенибут», «Пантогам», «Церебролизин» и др.

2. Логопедия

Сеансы посещения врача подразумевают проведение логопедического массажа – разогрев мышц лица и полости рта с целью их подготовки к артикуляции и звукопостановке. После чего доктор приступает непосредственно к постановке дефектных звуков, их закреплению в слогах, словах и фразовой речи.

Параллельно ведется работа над развитием интонации и мелодики речи, преодолением нарушений в распознавании фонем, усвоением лексико-грамматических категорий.

Продолжительность курса занятий может составлять от 6 месяцев до 1 года и более.

3. ЛФК

Тренировки включают пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Дело в том, что развитие артикуляционного аппарата тесно взаимосвязано с координацией движений. Поэтому в процессе занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Также проводятся активные занятия по дыхательной гимнастике. Упражнения дают возможность выработать сильную воздушную струю, необходимую для нормального произношения звуков.


Прогноз и профилактика

Так как стертая дизартрия относится к легким формам речевых расстройств, ее ущерб для физического развития и здоровья ребенка минимален. Однако даже такое незначительное речевое нарушение при игнорировании лечения может стать препятствием для полноценной коммуникации ребенка. Не вовремя исправленное дизартрическое расстройство в виде нарушения дикции может накладывать ограничения на выбор профессии, построение карьеры, личную жизнь и самореализацию индивида.

Избежать развития дизартрии поможет соблюдение будущими родителями правил здорового образа жизни при планировании ребенка, а также предупреждение негативных влияний на плод, таких как инфекционные процессы и бережное родоразрешение. Кроме прочего, следует внимательно соблюдать профилактику инфекций у детей в раннем возрасте и предупреждать риск получения опасных черепно-мозговых травм.


Литература и источники

  • Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Главный редактор Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1982. 
  • Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с. — 75 000 экз.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997

  • Видео по теме: