Задержка психического развития (зпр)

1683
Задержка психического развития: причины, виды, симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Задержка психического развития (ЗПР) — снижение скорости развития психической и эмоциональной сфер нервной деятельности. Ухудшается память и мышление, запас информации и картина мира ограничены.


Причины

ЗПР может иметь разную природу, и на его влияют события как в период внутриутробного развития, так и после него. В первом случае на это отклонение развития может повлиять инфекционное заболевание матери, тяжелое течение беременности (угроза выкидыша, токсикозы, преждевременные роды), вредные привычки родителей. При самостоятельном развитии ребенка ЗПР может быть обусловлено гриппом и другими заразными болезнями, травмами головы, сбоями в сердечно-сосудистой системе, рахит и образования головного мозга.
Есть и социально-психологические причины возникновения ЗПР, среди которых: изоляция ребенка, дефицит коммуникации с ровесниками и взрослыми, чрезмерная опека и наоборот, тирания родителей или опекунов, насилие. Задержке психического развития способствуют проблемы с органами чувств (зрение, слух), речевым аппаратом, а также связанным с ними дефицитом общения.
Задержка психического развития у ребенка

Врачи, которые могут помочь

Рейтинг 8.6
350 отзывов
Ильиных Андрей Александрович
Пн - Пт 08:00 - 18:00 (Врач сейчас работает)
Сб 08:00 - 13:00
Стоимость приема:
Первичный прием
от 10 000 тг
Онлайн-консультация (Рус)
от 15 000 тг
Выезд на дом
от 10 000 тг
Показать номер
Подробнее о враче

Виды

Согласно классификации, разработанной психиатром Лебединской, происхождение ЗПР может быть:

  • конституционное – обусловлено проблемами центральной нервной системы; такие дети инфантильны, невнимательны, вместо учебы предпочитают игровую деятельность;
  • соматогенное – вызвано каким-либо перенесенным заболеванием; наблюдается общая слабость, повышенная утомляемость, вялость, неустойчивое настроение;
  • психогенное – появляется из-за неправильного подхода к воспитанию или неблагоприятной обстановке в семье;
  • церебрально-астеническое – результат поражения головного мозга; характерны неврозы, легкая возбудимость, отсутствие аппетита, чрезмерная активность.

Из-за некорректного индивидуального развития психики отклонения выявляются к 4-5 годам, чаше – в начальной школе.


Симптомы

Больные детки отличаются замедленным и неточным восприятием. Они испытывают сложности при составлении целостной картины окружающего мира. Больше всего страдает слуховое восприятие, поэтому рекомендуется во время учебы и развивающих игр использовать визуализацию.

Малышам трудно сконцентрироваться, они постоянно отвлекаются и переключают свое внимание. Невозможность сосредоточиться и довести начатое дело до конца часто сказывается на обучении. Дети, подверженные ЗПР, имеют плохую память, скудную мыслительную активность. У них неплохо развито наглядно-действенное мышление, однако анализ информации, сравнение, обобщение и составление выводов вызывает большие трудности.

Речевая специфика заключается в искажении звуков, ограниченном словарном запасе, отсутствии контроля над правильным воспроизведением слов и построением предложений.

Замедление темпов развития влияет и на формирование характера. Ребенок растет безынициативным, замкнутым, безвольным, агрессивным, конфликтным, тревожным. У него часто меняется настроение, он предпочитает проводить время в одиночетве, избегает сверстников. Его игры однообразны, стереотипны, часто не имеют сюжета и правил.

Одним из симптомов считается нарушенная координация, неловкость движений. Малышу свойственна недостаточно развитая координация и непроизвольные движения мышц.

Диагностика задержки психического развития

Диагностика

Диагностирование ЗПР возможно лишь после полного обследования. Необходимо записаться на прием к педиатру или детскому психологу, чтобы установить отклонение. Также потребуется консультация детского невролога, логопеда, дефектолога.

Врач должен изучить данные анамнеза, медицинской карты, провести нейропсихологическую диагностику, проанализировать условия, в которых живет и воспитывается пациент.

Дополнительно назначается электроэнцефалография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.


Лечение

При таких отклонениях необходима длительная работа с психологом, логопедом, неврологом. Зачастую ребенка переводят в специализированное место обучения, где применяются уникальные методики. Они заключаются в дозированной подаче материала, наглядных примерах, многократных повторениях. Также важна частая смена деятельности, игровая терапия, арттерапия.

Медикаментозное лечение возможно при выявлении соматических заболеваний и церебрально-органических расстройств. Приветствуется проведение массажей, лечебной физкультуры и водолечения.


Профилактика

Профилактические меры должны начаться на этапе планирования беременности. Будущие родители обязаны вести здоровый образ жизни, правильно питаться, отказаться от алкоголя и курения.

В раннем возрасте ребенок нуждается в профилактике заболеваний, полноценном воспитании и обучении, общении со сверстниками, внимании со стороны родителей.


Литература и источники

  • Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. 
  • Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2006.
  • Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006.

  • Видео по теме: