Ранний детский аутизм

1149
Ранний детский аутизм:виды, причины, симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Ранний детский аутизм — это синдром, проявляющийся до 2,5 лет в виде трудностей при установлении эмоционального контакта с окружающими, стереотипичности в поведении и проблем в развитии коммуникативных навыков.


Виды

Это заболевание относится к общим психологическим расстройствам, которые влияют на последующее развитие ребенка. Так же в эту группу патологий включают синдромы Аспергера, Рента и другие.

Трудности при установлении эмоционального контакта 

Врачи, которые могут помочь

Рейтинг 8.3
15 отзывов
Скляр Сергей Владимирович
Места работы
Центр Психотерапии Сергея Скляра
Центр психотерапии Сергея Скляра на Коперника
Пн - Ср, Пт 15:00 - 22:00
Чт 15:00 - 17:00
Сб 09:00 - 15:00 (Врач сейчас не работает)
Стоимость приема:
Первичный прием
от 30 000 тг
Показать номер
Подробнее о враче
Рейтинг 7.3
3 отзыва
Чулкова Ирина Федоровна
Пн - Сб, Чт 10:00 - 14:00 (Врач сейчас не работает)
Стоимость приема:
Первичный прием
Цена не указана
Выезд на дом
от 6 000 тг
Показать номер
Подробнее о враче

Причины

К возможным причинам происхождения РДА относят родовые травмы и нарушения в течение беременности, недоразвитость нейронов и дисфункция мозга, а так же шизофрению. Однако, однозначного мнения по этому вопросу у ученых нет.

Еще одной из потенциальных причин развития аутизма может быть слабый эмоциональный контакт с матерью. Это может быть следствием послеродовой депрессии. При этом ребенок как бы защищается от внешней эмоциональной травмы и уходит в свои переживания. Такая защитная реакция может стать причиной будущих проблем в психологическим и умственном развитии.


Симптомы

Признаки РДА (аутизма Каннера) становятся заметны еще в раннем возрасте ребенка и проявляются следующими особенностями:

  • трудности в кормлении – вялость или, напротив, повышенная активность, избирательность в еде и способах кормления;
  • странности в реакциях на внешние факторы – чрезмерная пугливость при малейших шорохах или отсутствие реакции, активное проявление недовольства при минимальном дискомфорте или, напротив, невыявление реакции на мокрые пеленки и чувство голода;
  • в плане социальной активности ребенок проявляет явную отгороженность от внешнего мира, живет как бы в своем психологическом “панцире”;
  • с малышом трудно установить контакт глазами;
  • больной больше интересуется предметами внешнего мира, а не людьми, он не тянется к родителям, не просится на ручки;
  • трудности в общении с другими детьми;
  • у малыша плохо развивается речевая функция, часто он вырабатывает свой язык;
  • бывает, что память развивается очень хорошо, малыш может запоминать стихи, заученные тексты и легко их воспроизводить, однако при этом не уметь построить диалог с другими;
  • повышенная привязанность к определенным вещам, обстановке, нелюбовь к новому;
  • стереотипия в поведении;
  • повышенный уровень страха или состояние полной беспечности.

Достаточно часто аутизм сопряжен с эпилепсией, глухотой или слепотой.

Симптом  раннего детского аутизма

Диагностика

Постановкой диагноза занимаются патопсихологи, психиатры, дефектологи.

Обследование проводят по методу прикладного анализа поведения (АВА-терапии).

Интеллект детей изучают по методике Векслера и сопоставляют с контрольной группой.

Показателями наличия болезни являются три основных признака: нарушение социализации, недостаточная взаимная коммуникация, стереотипизация поведения.

Аутическую патологию необходимо дифференцировать от таких заболеваний, как шизофрения, умственная отсталость, дезинтегративные расстройства и т. п.


Лечение

Некоторые проявления аутизма лечат медикаментозными методами, симптоматически. Например, при наличии эпилептических приступов назначают противоэпилептическую терапию.

Стационарное лечение без родителей крайне нежелательно, поскольку может еще более усугубить отклонения.

С особенными детьми проводят занятия по психотерапии, музыке, танцам и т.п.

В последнее время ученые отмечают положительный эффект при общении детей с животными, в частности, с дельфинами.

Наиболее эффективным графиком психотерапии считается 3-4 занятия в неделю на протяжении нескольких лет.

Для того чтобы подобрать правильный подход к лечению, необходима консультация врача-патопсихолога. 


Профилактика

В качестве профилактических мер маме ребенка следует больше времени проводить с новорожденным, настроиться на эмоциональный контакт с малышом, без злости и агрессии.


Литература и источники

  • Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. 
  • Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989. 

  • Видео по теме: